ОглавлениеГлава 1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга 5 1.1. Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация 5 Глава 2. Анализ российского государственного долга 16 2.1. Анализ структуры и динамики государственного внутреннего долга РФ 16 2.2. Анализ структуры и динамики внешнего долга РФ и расходы на его обслуживание 23 Заключение 36 Список литературы 39 ВведениеГосударство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. Данная курсовая работа посвящена изучению государственного внутреннего долга РФ, его динамике и структуре. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области. Значение в практической деятельности. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг. Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры. Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач: · Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих; · Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ; · Исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом. Для написания данной работы использовались следующие методы: аналитический, статистический, монографический, а также анализ экономической литературы. Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга1.1. Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификацияГосударственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией». Долговые обязательства -- это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания;во-вторых, по объектам долговых отношений;в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств Российской Федерации (ст. 98 БК РФ) 1 следующие: кредитные соглашения и договора;государственные ценные бумаги;договора о предоставлении гарантий I Российской Федерацией, договора поручителей Российской Федерации;переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг Российской Федерации;соглашения и договора Российской Федерации о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года);среднесрочные (свыше 1 года до 5 лет);долгосрочные (свыше 5 лет до 30 лет) обязательства. Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату за определенный срок. Долговыми обязательствами являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов государственного долга. Однако широкое распространение в российской экономике практики неисполнения государством своих финансовых обязательств перед субъектами экономики требует сформулировать расширенное понятие государственного долга как суммы всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени. С учетом этой формулировки классификация государственных займов будет более полной. Внешний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет. Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный Банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет бюджета РФ. Огромный государственный долг Российской Федерации, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, то есть погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Контроль состояния государственного внутреннего и внешнего долга и использования кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ. Государственные займы, которые составляют государственный долг, могут быть классифицированы по ряду следующих признаков. 1) По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние Внешние займы -- это обязательства государств перед нерезидентами, а внутренние -- это обязательства государств перед резидентами. В течение длительного времени в СССР разделение государственных займов на внешние и внутренние проводилось не на основе резидентства кредитора, а на основе того, в какой валюте номинировано обязательство: внешним займом считался заем, произведенный и номинированный в иностранной валюте, а внутренним - нормированный в национальной валюте. Растущий уровень глобализации современной экономики и допуск нерезидентов на рынок рублевых обязательств обусловили переход от критерия валютирования к критерию резидентства кредитора; 2) По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% от всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы -- это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже, Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, -- привлечение в качестве кредитных ресурсом мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений; 3) По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет); 4) По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности -- это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким-либо имуществом). К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы -- займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком. 5) По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные. Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет. Государственные займы являются добровольными. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты; 6) По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды. - процентные займы, доход по которым устанавливается в форме фиксированного процента от номинала. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего от спроса и предложения на кредитном рынке. Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. Такой тип займа является основным, так как именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;2 - дисконтные займы, они характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном. - выигрышные займы, доход по которому осуществляется на основе тиражей выигрыша. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли. Такие займы наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени; - индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг. Кроме того, в качестве меры, стимулирующей инвестиции в государственные ценные бумаги, органы власти и управления государства могут установить льготы по налогообложению доходов, полученных от государственных ценных бумаг; 7) По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В таком случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. А в случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговыx обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду; Внешний долг Российской Федерации: динамика и структура. Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) (В соответствии с 6 статьей № 145-ФЗ БК РФ ( в послед. ред. от , с изм. от , с изм. и доп. вступающими в силу с ) 46,4 Динамика государственного внешнего долга России Внешние долги России - в преобладающей части наследие бывшего Советского Союза. В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны. Долг СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял $37.6 млрд. В январе 1992 г. правительство РФ заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 годах последовали три его пересмотра (многосторонние меморандумы от г. от г. от г.), связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г. В течение своего второго президентского срока российский президент Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил лишь 53 млрд (9 % ВВП). Пик российского государственного долга пришелся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На г. внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). До 1998 года у аналитиков складывалось впечатление, что Российское правительство живёт одним днём. В подтверждение этим словам можно привести ситуацию с внутренним долгом, которая была рассказана в предыдущей главе. Августовский кризис 1998 г. переломил эту тенденцию - уже действовавшие программы кредитования были заморожены, финансовые организации стали требовать возврата долгов. Для РФ настали трудные времена, усугубившиеся резким уменьшением притока нефтедолларов из-за упавших цен на черное золото. К этому добавилась политическая нестабильность в стране, выразившаяся в смене менее чем за год четырех правительств, что дополнительно отпугивало кредиторов и инвесторов. В 1999 году проблема платежей по государственным долгам достигла своего апогея. Нужно было выбирать из двух, как говорится, зол: не платить по долгам – что приведёт к ещё большему недоверию инвесторов и осуждению мировым сообществом, или платить, но так как свободных денег в экономике нет, то придётся выплачивать за счёт резервов Центробанка. Из двух зол правительство выбрало меньшее, а точнее вариант номер 2. Но, как мы помним, Центробанк истратил огромную часть своих золотовалютных резервов в 1998 году на погашение внутреннего долга, и к 1999 году они находились всего лишь на уровне $13 млрд. Ничего не оставалось делать, как «включить печатный станок», что привело к взлёту инфляционных процессов и удорожанию американской валюты. В 1999-2000 гг. Центробанк профинансировал $6,9 млрд. 1 в качестве платы по долгам Российской Федерации. Достигнутая в начале 2000 г. договоренность о полномасштабной реструктуризации российского коммерческого долга Лондонскому клубу кредиторов с частичным его списанием вызвала у некоторых представителей российских властей надежду на повторение подобного успеха в отношениях с Парижским клубом. В рамках осуществления такого плана в бюджет 2001 г. не были включены необходимые финансовые средства, а в начале 2001 г. была предпринята попытка в одностороннем порядке прекратить платежи Парижскому клубу в части долга, унаследованного от бывшего СССР. Угроза применения санкций со стороны официальных кредиторов вынудила российские власти отказаться от дальнейшего осуществления этого плана. г. они официально заявили о проведении политики обслуживания и погашения долга в соответствии с официальным графиком платежей. Структура гос внеш долга РФ (на нач года в млрд долл США. с сайта Минфин) 
м/н фин орг-и на 05 год: МВФ – нет, осн – Мир банк, ЕБРР Опубликованные 9 апреля первые данные Банка России о структуре внешнего долга демонстрируют снизившиеся на 40% за квартал темпы погашения банковских и корпоративных кредитов. Внешний долг негосударственного сектора за I квартал 2009 года снизился на $28,9 млрд, кварталом ранее — на $47,4 млрд. Вчера Банк России опубликовал первую оценку изменений внешнего долга РФ по состоянию на 1 апреля. Согласно статистике ЦБ, с 1 января он сократился с $484,7 млрд до $453,5 млрд, на $31,2 млрд. Пика совокупный внешний долг РФ достиг в III квартале 2008 года — $542,1 млрд, из них на года $499,3 млрд приходилось на частный сектор (39,5% — банковский сектор, 60,1% — небанковские структуры). За первый кризисный квартал сокращение частного внешнего долга составило $47,4 млрд (на $31,8 млрд уменьшился совокупный внешний долг небанковского сектора, на $15,6 млрд — банковского), государственного — 2,2% (кварталом ранее — $10,1 млрд). В январе—марте 2009 года темпы сокращения внешнего долга РФ упали вдвое. Напомним, накануне, отвечая на вопросы депутатов Госдумы после парламентского отчета, премьер-министр Владимир Путин заявил, имея в виду частный внешний долг (около $500 млрд), что сегодня корпоративный долг сократился на треть: реструктурировано и погашено, по словам премьер-министра, $174 млрд. В цифрах ЦБ подтверждений этим сведениям нет. С III квартала 2008 года по I квартал 2009 года частный внешний долг сократился на $88,6 млрд. Реструктуризации частного внешнего долга в IV квартале 2008 года оценивалась аналитиками не более чем в $25-30 млрд. Таким образом, если данные премьер-министра о сокращении и реструктуризации компаниями долга на треть верна, сама по себе реструктуризация частного внешнего долга РФ затронула кредитов и обязательств на сумму порядка $65-70 млрд — то есть около 13-14%, или четыре пятых от текущих платежей по долгу всего 2009 года. При этом сокращение частного внешнего долга за полгода составило около 18% от их общей суммы. За полемикой вокруг закрытых цифр реструктуризации частного внешнего долга стоит проблема непрозрачности данных и операций с корпоративными кредитами частному сектору РФ. Напомним, заявления правительства об отказе помогать компаниям в досрочных погашениях внешнего долга, решении проблем margin calls и изменений в графиках выплат кредитов в связи с кризисом делаются на фоне усиления роли Сбербанка, ВЭБа, ВТБ и Газпромбанка и в банковском, и в корпоративном секторе. Иностранные кредиторы российских компаний, как правило, ведут переговоры о реструктуризациях, однако в этом процессе государственные банки — не на их стороне. Сигналы российского государства, в том числе и отказ от гарантирования внешнего долга через ВЭБ из Фонда будущих поколений на $50 млрд, и заявления о разрешении входить в капитал компаний-должников, для них крайне противоречивы — ни цифра Владимира Путина, ни его выступление ситуацию не прояснили. Перспективы внешнего долга РФ Согласно Бюджету на 2008-2010 гг. в будущем доля внешнего госдолга в общей структуре государственной задолженности будет сокращаться. Через 3 года она снизится до 2,5% от ВВП. Россия рассчитывает частично погасить долг перед Всемирным банком летом 2008 (3 млрд. долларов из оставшихся 4,5 млрд.), согласно заявлению замминистра финансов РФ Дмитрия Панкина. Россия намерена в целом погасить долги бывшего СССР, доставшиеся по наследству и составившие на года около 7,2 миллиарда долларов, к концу 2012 года. Предельным сроком выплат по государственному внешнему долгу является 2030 год, отмечают в Минфине. 
Внешний долг частного сектора России, млрд. долл. Источники: http://works.doklad.ru/view/31-81As3BQQ.html, http://refdb.ru/look/1034583.html
|