MENU
Главная » Статьи » Погашение

График погашения внешнего долга российской федерации 2014

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от г. N 478

ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЫВШЕГО СССР ПЕРЕД ИНОСТРАННЫМИ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ И ФИНАНСОВЫМИ ИНСТИТУТАМИ, ОБЪЕДИНЕННЫМИ В ЛОНДОНСКИЙ КЛУБ КРЕДИТОРОВ

В целях завершения работы по урегулированию задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов, и коммерческой задолженности бывшего СССР, определенной Заявлением Правительства Российской Федерации о переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Согласиться с условиями урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов (далее именуется - Лондонский клуб кредиторов), путем обмена указанной задолженности на облигации внешних облигационных займов (далее именуется - обмен задолженности).

2. Министерству финансов Российской Федерации для проведения обмена задолженности осуществить от имени Российской Федерации выпуск двух внешних облигационных займов с окончательными датами погашения в 20 годах общим объемом не более 30 млрд. долларов США.

3. Утвердить прилагаемые Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации с окончательными датами погашения в 20 годах, выпускаемых с целью урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов.

4. Установить, что обязательства Внешэкономбанка перед Лондонским клубом кредиторов, оформленные в виде реструктуризированных кредитов, полученных Внешэкономбанком в соответствии с Договором о реструктуризации от г. и процентных облигаций, выпущенных Внешэкономбанком в соответствии с Договором об обмене обязательств от г. и указанным Договором о реструктуризации, подлежат обмену на следующих условиях:

1) номинальная сумма реструктуризированных кредитов обменивается на облигации внешнего облигационного займа с окончательной датой погашения в 2030 году с дисконтом 37,5 процента (100 единиц номинальной суммы основного долга по реструктуризированным кредитам обменивается на 62,5 единицы номинальной стоимости облигаций);

2) номинальная сумма процентных облигаций обменивается на облигации внешнего облигационного займа с окончательной датой погашения в 2030 году с дисконтом 33 процента (100 единиц номинальной стоимости процентных облигаций обменивается на 67 единиц номинальной стоимости облигаций);

3) задолженность по начисленным, но невыплаченным процентам по реструктуризированным кредитам и процентным облигациям за период по г. обменивается на облигации внешнего облигационного займа с окончательной датой погашения в 2010 году по номинальной стоимости.

5. Разрешить Министерству финансов Российской Федерации принять решение о целесообразности проведения обмена задолженности в случае, если общий номинал предъявленных к обмену реструктуризированных кредитов и процентных облигаций составит менее 25 млрд. долларов США.

6. Министерству финансов Российской Федерации:

1) назначить в установленном порядке иностранные банки для выполнения функций агента по обмену и обслуживанию указанных в пункте 2 настоящего постановления облигаций;

2) подписать с иностранными банками и финансовыми учреждениями, обеспечивающими выпуск, обмен и обслуживание указанных в пункте 2 настоящего постановления облигаций, соответствующие документы;

3) подписать от имени Российской Федерации документ, свидетельствующий о том, что держатели облигаций существующих внешних облигационных займов Российской Федерации имеют право предъявить указанные обязательства к выкупу эмитентом в случае предъявления к досрочному погашению облигаций внешних облигационных займов с окончательными датами погашения в 2010 году или в 2030 году.

7. Министерству Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в 2-недельный срок принять необходимые документы по вопросам налогообложения при проведении обмена задолженности, а также налогообложения операций с облигациями внешних облигационных займов, выпускаемых в соответствии с настоящим постановлением.

8. Министерству юстиции Российской Федерации зарегистрировать в установленном порядке нормативные документы, необходимые для проведения обмена задолженности.

9. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации в 2-недельный срок направить в Министерство финансов Российской Федерации письмо, определяющее позицию Банка по относящимся к его компетенции вопросам, связанным с выпуском, обслуживанием и обращением указанных в пункте 2 настоящего постановления облигаций.

10. Установить, что выпускаемые в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления облигации регистрируются в Государственной книге внешнего долга Российской Федерации.

11. Установить, что держатели обязательств по коммерческой задолженности бывшего СССР могут быть приглашены к участию в обмене задолженности в соответствии с Договором о реструктуризации от г. и Договором об обмене обязательств от г. в качестве позднее присоединившихся кредиторов.

Министерству финансов Российской Федерации с участием Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Внешэкономбанка представить в Правительство Российской Федерации предложения по урегулированию коммерческой задолженности, подлежащей урегулированию в соответствии с Заявлением Правительства Российской Федерации о переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами, одобренным постановлением Правительства Российской Федерации от г. N 1107 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 24, ст. 2636).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Описание: Однако взимаемых налогов и неналоговых доходов оказалось недостаточно для покрытия всех расходов и государство было вынуждено прибегнуть к займам которые на сегодняшний день и представляют собой сущность государственного долга.

[6] ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Государство является сложным образованием. С его появлением возникли потребности, которые необходимо было финансировать. Финансирование осуществлялось путем взимания налогов и неналоговых поступлений в бюджет. С увеличением функций и потребностей государства увеличивались и его расходы. Однако взимаемых налогов и неналоговых доходов оказалось недостаточно для покрытия всех расходов, и государство было вынуждено прибегнуть к займам, которые на сегодняшний день и представляют собой сущность государственного долга.

С начала 1990-х годов в России стала складываться современная система управления государственным долгом. Нормативной правовой базой для государственных заимствований являются Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от № 136-ФЭ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Бюджетным законодательством устанавливаются предельные объемы внешнего и внутреннего долга, расходов на обслуживание долга, классификацию видов государственных внешних долгов и государственных внешних активов РФ, определяется понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств и функций органов государственной власти в области управления государственным долгом.

Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.

Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Цель данной курсовой работы –исследование государственной долговой политики России и Республики Карелия на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    раскрыть понятие государственного долга;исследовать последствия государственного долга;охарактеризовать понятие долговой политики государства;выявить задачи и принципы долговой политики провести анализ современного состояния государственного долга Российской Федерации;оценить долговую политику Республики Карелия;оценить особенности и проблемы по управлению государственным долгом, рассмотреть направления совершенствования системы управления государственным долгом.

Работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка литературных источников и приложения.

При написании работы использовались законодательные и нормативные акты Российской Федерации, учебная, публицистическая литература отечественных авторов, посвященная рассматриваемой теме.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И УПРАВЛЕНИЯ ИМ

1.1. Понятие, причины образования государственного долга

Государственный долг - это задолженность государства внутренним и внешним кредиторам. Также это сумма займов государства для покрытия дефицита бюджета.

Обязательства, которые возникают у государств перед физическими и юридическими лицами, банками, муниципальными образованиями, иностранными государствами, различными внебюджетными фондами, накапливаясь, преобразуются в государственный долг, который должен выплачиваться с начисленными процентами.

Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков.

В зависимости от различных особенностей выделяют следующие классификации видов государственного долга

- По валютному критерию различают внутренний и внешний государственный долг. Внешний государственный долг - это долг, который формируется за счет внешних займов и других долговых обязательств перед кредиторами-нерезидентами, а также иными видами задолженности иностранным физическим и юридическим лицам и финансовым организациям. Выплата государственного долга обременительна для бюджета страны, т.к. это сопряжено с высокими процентными ставками по кредитам.

В современном мире наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой, но существуют определенные границы внешнего государственного долга, переходить которые опасно. Чрезмерное привлечение кредитов приводит страну в зависимость от кредиторов.

Увеличение внешнего долга отрицательно сказывается на имидже страны на международной арене, а также подрывает авторитет доверия населения к правительству страны.

В качестве кредиторов внешнего долга могут выступать: иностранные государства, международные финансовые организации (МВФ и другие), частные фонды-нерезиденты.

Внутренний государственный долг - это часть государственного долга по внутренним кредитам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами.

Наличие внутреннего долга является нормальным состоянием экономики. Чаще всего экономически развитые страны имеют внушительный размер суммы государственного внутреннего долга. Но существует разница в причинах, способах образования и особенностях работы этого долга. Хорошо продуманный и спланированный государственный долг служит для стабилизации экономики и ее развития. Внутренний долг - это как «заем страны самой себе», он не отражается отрицательно на внутренних ресурсах нации.

Наряду с положительными эффектами, конечно, существуют и отрицательные последствия наличия внутреннего государственного долга: погашение производится за счет налогоплательщиков, для сокращения долга государство увеличивает налоги, что приводит к снижению объема инвестиций частного сектора и, как следствие, к сокращению экономического развития страны. Кредиторами внутреннего долга являются население, банки.

В зависимости от срока оплаты выделяют капитальный и текущий государственный долг. Капитальный долг содержит сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, а также начисленные по ним проценты, срок оплаты которых еще не наступил. Текущий долг содержит сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, срок оплаты которых уже наступил.

По длительности займов выделяют 3 вида государственного долга: краткосрочный - до 1 года;среднесрочный - от 1 до 5 лет;долгосрочный - от 5 до 30 лет.

Из перечисленных видов краткосрочный является наиболее сложным для выплат, т.к. для его погашения дается небольшое количество времени, а проценты, как известно, для такого периода достаточно высокие. В связи с этим сегодня пытаются объединить краткосрочные и долгосрочные государственные долги для того, чтобы было легче их выплачивать.

- По уровню управления государственный долг бывает:

- Российской Федерации, т.е. долг центрального правительства;

- субъекта Российской Федерации, который включает в себя совокупность долговых обязательств субъекта;

- муниципальный, который включает в себя совокупность долговых обязательств муниципального образования.

Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, находящимся в государственной собственности.

Российская Федерация не несет ответственности по долгам субъектов, муниципалитетов и наоборот, за исключение гарантированных.

Государственный дол выполняет следующие функции 1.

    фискальная (создание финансовой базы государства, поддержание фун к ционирующего рынка долговых г о сударственных обязательств);стимулирующая (поддержание стабилизации экономики, воздействие на безработицу, уровень цен, внешнеэкономический баланс и т.п.).

1.2. Последствия государственного долга

Наличие государственного долга является следствием ухудшения экономической ситуации в стране.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче 2.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, т.к. для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВВП 3.

Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита.

Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного шага. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.

Помимо экономических последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них –усиление дифференциации населения.

Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится все больше.

Ценой политики наращивания государственного долга является переложение сегодняшних трудностей на правительство, которое придет ему на смену. Здесь есть два пути:

1) добиться экономического роста и получить доходы, обеспечивающие постепенное погашение долга;

2) когда придет срок уплаты долга, выпустить новые займы, за счет которых погасить старый долг.

Таким образом, за последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (государственный внешний и внутренний, внутренний корпоративный и корпоративный долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его, уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного корпоративного долга обусловливают необходимость анализа его тенденции и динамики.

ГЛАВА 2. ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

2.1. Понятие долговой политики государства

С появлением государственного долга возникла необходимость рационального управления им.

Управление государственным долгом является одним из важнейших элементов государственной финансовой политики. Систему управления государственным долгом рассматривают как взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.

Управление государственным долгом представляет собой систему финансовых мероприятий, которые осуществляются государством в целях погашения займов, изменения условий выпуска, размещения и определения сроков выплат займов, а также выпуском дополнительных долговых обязательств. Управление государственным долгом сегодня является одним из основных направлений финансовой политики государства.

Система управления государственным долгом включает в себя стратегическое и текущее (оперативное) управление. Стратегическое управление связано с постановкой основных ориентиров в отношении государственного долга и созданием организационно-правовых механизмов, необходимых для достижения установленных в этой области целей.

В мировой практике сложилась устойчивая система текущего и стратегического управления долгом, подсистемами которой являются:

    инфраструктура (институциональная подсистема);правовое обеспечение (правовая подсистема);экономическое оперативное регулирование (подсистема параметров долга);технологии (торговая подсистема);подсистема урегулирования долга 4 .

Традиционно основными целями управления государственным долгом принято считать:

    поддержание объема долга на экономически безопасном уровне;обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств в полном объеме;минимизация стоимости долга.

К области оперативного управления государственным (муниципальным) долгом относятся вопросы, связанные с определением условий выпуска займов, порядка эмиссии, обращения и погашения долговых обязательств, организацией первичного и вторичного размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг, организацией и осуществлением выплат доходов и погашения долговых обязательств, предоставлением государственных (муниципальных) кредитов и государственных (муниципальных) гарантий, контролем за целевым и эффективным использованием заимствований и др. 5 Оперативное управление государственным (муниципальным) долгом осуществляют Правительство РФ, Минфин России, а также Банк России, Внешэкономбанк и другие агенты Правительства РФ по обслуживанию долга, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований в пределах своей компетенции.

В управлении государственным (муниципальным) долгом обычно выделяют пять последовательных этапов 6.

1. Осуществление процесса обоснования предельных объемов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внутренних и внешних заимствований, верхних пределов гарантий в национальной и иностранной валюте, а также формирование программ внешних и внутренних заимствований и гарантий. На этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени, в том числе по внутреннему и внешнему долгу, и видовая структура предстоящих заимствований.

2. Формирование программы эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг и определение конкретных параметров предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям владельцев, порядку размещения и другим условиям с целью повышения привлекательности каждого вида заимствований для инвесторов —как резидентов, так и нерезидентов. Качественная разработка названных программы и параметров позволит равномерно распределить платежи по долгам в перспективе, исключить «пики» в графике этих платежей и обеспечить своевременное поступление средств для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.

3. Проведение размещения облигаций и регулирование котировок по государственным (муниципальным) долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Регулирование котировок государственных (муниципальных) ценных бумаг позволяет влиять на бюджетную эффективность проводимых заимствований и на объемы текущего долга.

4. Осуществление мероприятий, направленных на минимизацию проблемных долгов и предотвращение кризисных долговых ситуаций, например, путем вступления в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долга, в результате чего можно добиться отсрочки платежей, частичного или полного списания задолженности, досрочного выкупа обязательств, проведения секъюритизации и реструктуризации долга.

5. Исполнение первоначальных и скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственного (муниципального) долга.

В процессе управления государственным (муниципальным) долгом субъекты используют специальные методы, характерные обычно только для этой области управленческой деятельности. К методам управления долгом относятся реструктуризация, рефинансирование, методы размещения ценных бумаг и выплаты доходов по ним, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга и его аннулирование, выкуп долга и его обмен, секъюритизация и др. Эти методы используются либо путем принятия эмитентом (органами публичной власти) односторонних решений без согласования с кредиторами, либо путем двусторонних переговоров, в результате которых достигается компромиссное решение, учитывающее позиции и заемщика, и кредитора.

Одним из наиболее распространенных способов удлинения сроков долговых обязательств и снижения стоимости заимствований является реструктуризация государственного (муниципального) долга. Российское бюджетное законодательство под реструктуризацией долга понимает основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный (муниципальный) долг, с заменой этих долговых обязательств другими долговыми обязательствами, предусматривающими иные условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация может осуществляться с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга, но чаще всего предполагает изменение графика погашения долга и уплаты процентов.

Ограниченность бюджетных ресурсов требует поиска дополнительных источников финансирования текущих и будущих платежей по обслуживанию государственного (муниципального) долга. Одним из таких методов погашения займов является рефинансирование долгов, которое предполагает погашение накопленной задолженности путем размещения новых займов. Рефинансирование может осуществляться при соблюдении определенных условий и прежде всего бюджетных ограничений (предельных объемов и верхних пределов) заимствований, долговых обязательств, расходов на обслуживание долга. Если возможности рефинансирования исчерпаны, погашение долга осуществляется за счет доходов соответствующего бюджета.

В одностороннем, принудительном порядке со стороны эмитента могут проводиться в исключительных случаях и чрезвычайных обстоятельствах конверсия (изменение доходности), консолидация (увеличение сроков займа), унификация (объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом займе), обмен облигаций по регрессивному соотношению (несколько действующих облигаций займа приравниваются к одной новой), отсрочка погашения займа, аннулирование долга 7.

Методами погашения долговых обязательств (государственного и муниципального долга) могут быть срочный и досрочный выкуп облигаций (других ценных бумаг) у инвесторов, проведение тиражей выигрышей по выигрышным займам, амортизация долга, т.е. его погашение частями. При выкупе дисконтных облигаций займа осуществляется выплата доходов кредиторам (инвесторам), представляющих собой разницу между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной, полугодовой или годовой оплаты купонов либо оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж выигрышного займа. Методами погашения внешнего долга в последние годы все чаще становятся его погашение товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации предприятий страны-должника, оплата долга в национальной валюте должника с последующим вложением ее в финансовые инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран, замещение внешнего долга другими, менее обременительными видами обязательств (рыночный способ конверсии).

Управление государственным (муниципальным) долгом должно соответствовать критериям эффективности, т.е. удовлетворять определенным оптимальным параметрам долга по объему, структуре, расходам на обслуживание и другим показателям. Задача органов публичной власти —удерживать долг в таких оптимальных параметрах, которые создают наиболее благоприятные условия для развития страны и ее территорий, исполнения принятых бюджетных обязательств и полномочий, обеспечения финансовой безопасности страны. Эффективность и результативность управления государственным (муниципальным) долгом можно определить на основе следующих показателей 8.

1) объемы ежегодных поступлений средств от осуществления государственных и муниципальных заимствований для финансирования дефицита соответствующих бюджетов;

2) показатель (в процентах) отношения суммы превышения поступлений от займов над расходами по их привлечению к сумме расходов;

3) показатель (в процентах) долговой нагрузки, который определяется как отношение государственного (муниципального) долга к объему ВВП (регионального и муниципального внутреннего продукта), в том числе отдельно по внутреннему и внешнему долгу;

4) показатель (в процентах) отношения платежей по погашению и расходов по обслуживанию государственного (муниципального) долга к объему ВВП (регионального и муниципального внутреннего продукта), а также к доходам или расходам федерального (регионального, местного) бюджета, в том числе отдельно по внутреннему и внешнему долгу;5) коэффициент (или показатель в процентах) обслуживания государственного внешнего долга страны как отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров (услуг);верхним предельным (критическим) считается его уровень 0,25 (25%).

Эффективное управление государственным и муниципальным долгом можно обеспечить на основе проведения единой долговой политики в стране, которая позволяет обеспечить комплексное взаимодействие управления внутренним и внешним долгом, возможность замещения долгов, единство планирования и учета операций по привлечению, обслуживанию и погашению Внутренних и внешних заимствований.

Единая долговая политика призвана решить следующие задачи: своевременное и полное выполнение долговых обязательств перед внутренними и внешними кредиторами;оптимизация структуры государственного (муниципального) долга и долговой нагрузки;оптимизация сроков обращения, погашения и доходности государственных и муниципальных ценных бумаг;снижение и минимизация финансовых рисков при заимствовании и предоставлении гарантий (курсовых, процентных и т.д.);минимизация бюджетных расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга.

В Российской Федерации в 2013 году утверждена государственная программа «Управление государственными финансами» 9. Основные положения подпрограммы «Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации» представлены в Приложении 1.

Также действует документ «Основные направления государственной долговой политики на 2013–2015 гг.» 10.

Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть. Таким образом, долговая политика - это направление деятельности правительства, которая реализуется через определенный комплекс с мероприятий и направлен на рациональную и эффективную мобилизацию, распределение, использование и возврат государством заимствованных финансовых ресурсов.

2.2. Задачи и принципы долговой политики

В процессе управления государственным и муниципальным долгом решаются следующие общие задачи 11.

    привлечение государственных и муниципальных заимствований в объемах, дополняющих доходы органов государственной власти и органов местного самоуправления до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения всех их финансовых обязательств;удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;сохранение репутации Российской Федерации как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств;достижение эффективного и целевого использования средств, заимствованных органами государственной власти и органами местного самоуправления, и гарантированных ими заимствований;диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;координация действий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на долговом рынке страны.

Таким образом, управление государственным и муниципальным долгом представляет совокупность мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления по использованию долговых отношений для формирования благоприятных макроэкономических условий развития страны и отдельных се территорий.

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы 12.

    безусловность –обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;единство учета –учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;единство долговой политики –обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;согласованность –обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;оптимальность –создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;гласность –предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Таким образом, управление государственным и муниципальным долгом представляет совокупность мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления по использованию долговых отношений для формирования благоприятных макроэкономических условий развития страны и отдельных се территорий.

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

    рефинансирование –погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;конверсия –изменение доходности займа;консолидация –превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;новация –соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстоятельств в рамках одного и того же кредитного договора;унификация –решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;отсрочка –консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;дефолт –отказ государства от уплаты государственного долга 13 .

В общем виде, методы управления государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся в первую очередь реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секъюритизация, обмен долга и др.

Характерным моментом для административного подхода к управлению долгом является одностороннее принятие эмитентом управленческого решения (без получения предварительного согласия кредиторов), а для рыночной модели управления долгом –переговорный процесс, который предшествует принятию управленческого решения и в процессе которого согласовываются позиции должника и кредиторов;либо эмитент в одностороннем порядке воздействует на рынок долговых обязательств государства, а кредиторы добровольно (руководствуясь собственными интересами) решают, принимать ли новые условия, предложенные эмитентом.

В отличие от реструктуризации долга, осуществляемой органами власти на рыночной и добровольной основе, в период административно-командной системы управления экономикой увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсии и консолидации. Для кредиторов они имели принудительный характер. Под конверсией понималось изменение доходности, а под консолидацией - увеличение сроков функционирования выпушенных займов. По решению государственных органов власти конверсия и консолидация долга могли сочетаться с унификацией займов, под которой понималось объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом. В этом случае на вновь выпускаемые облигации обменивались облигации унифицированных займов, а доходность и сроки погашения нового займа изменялись в нужном для государства направлении.

В сфере внешних заимствований реструктуризация долга также проводится на договорной основе. Здесь под реструктуризацией понимается изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга 14.

В условиях ограниченности средств бюджетов всех уровней по-прежнему острыми являются вопросы изыскания источником для проведения текущих и будущих платежей по обслуживанию и погашению внутреннего и внешнего долгов. Основным приемом получения средств для погашения займов выступает рефинансирование долга, под которым понимается погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов. При невозможности рефинансирования долга на его погашение направляются доходы бюджета.

Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).

Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.

Кроме указанных методов управления государственным и муниципальным долгом возможны обмен облигаций по регрессивному соотношению (несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой), отсрочка погашения займа, аннулирование государственного долга.

Страны с рыночной экономикой в обычных условиях не используют названные методы управления задолженностью, поскольку их применение ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика. В истории государственного долга их осуществление наблюдалось только в условиях войны, послевоенного восстановления экономики или тяжелых бюджетно-финансовых кризисов.

Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые методы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них —погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и др. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие «конверсия внешнего долга», под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника 15.

Таким образом, подводя итог главе, можно отметить следующее:

Долговая политика - это направление деятельности правительства, которая реализуется через определенный комплекс с мероприятий и направлен на рациональную и эффективную мобилизацию, распределение, использование и возврат государством заимствованных финансовых ресурсов.

Под управлением муниципальным долгом понимается совокупность взаимосвязанных мер по определению объемов, сроков, форм и условий формирования и погашения и обслуживания долговых обязательств во взаимосвязи с управлением внешними активами. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Управление муниципальным долгом включает в себя проведение ряда организационных, экономических, финансово-правовых мероприятий, направленных на оптимальное обслуживание и погашение государственных и муниципальных долговых обязательств

Механизм управления муниципальным долгом сводится к определению предельного объема муниципального долга, выпуска муниципальных ценных бумаг, обслуживания долга и ведения долговой книги.

3.1. Оценка долговой политики России

Финансовые кризисы и нарушение стабильности в реальном секторе экономики обусловили рост заимствований и усилили проблемы бюджетного дефицита. Государственная долговая политика в 2013–2015 гг. направлена на

обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков 16.

В последние годы долговая политика Российской Федерации подверглась некоторой модификации. В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 20 годов» были заложены ориентиры по повышению роли внешних источников финансирования бюджетного дефицита. В будущем в связи с дефицитом государственного бюджета возможно дальнейшее увеличение объема государственного долга. При этом важно жестко контролировать этот процесс 17.

Таблица 1

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации, $ млн. 18

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Понятие внешнего государственного долга. История возникновения государственного внешнего долга Российской Федерации и его современное состояние. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации. Управление государственным внешним долгом.

курсовая работа [53,9 K], добавлен

Определение формы государственного и муниципального долга. Анализ государственного внутреннего долга, его структура за 2010–2014 г. Планируемое предоставление государственных гарантий. Оценка динамики платежей по государственным ценным бумагам РФ.

курсовая работа [516,7 K], добавлен

Экономическое содержание государственного долга. Понятие внешнего и внутреннего долга. Динамика и структура внешнего и внутреннего долга России. Политика государства в области управления внешним и внутренним долгом России и меры по их сокращению.

курсовая работа [569,7 K], добавлен

Понятие, экономическая сущность и основные виды государственного долга. Анализ структуры внешнего и внутреннего государственного долга РФ. Определение источников финансовых заимствований и изучение системы обслуживания и погашения государственного долга.

курсовая работа [104,7 K], добавлен

Долговые отношения: понятие, сущность, виды, необходимость заимствования. Классификация и формы государственного долга. Анализ современной динамики и структуры внешнего долга Российской Федерации. Проблемы управления и погашения государственного долга.

курсовая работа [230,0 K], добавлен

Раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга Российской Федерации, методы управления им. Определение социально-экономических последствий государственного долга.

курсовая работа [34,5 K], добавлен

Понятие и формы государственного долга, их отличительные особенности, этапы и факторы формирования: внешний и внутренний. Исследование современного состава внутреннего долга российской Федерации, направления и резервы его погашения, методы управления.

курсовая работа [989,0 K], добавлен

Раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ, оценка влияния государственного долга на экономику. Методы управления и регулирования государственного долга.

курсовая работа [42,7 K], добавлен

Экономическая сущность государственного долга, формирование долговой политики государства. Источники погашения внутреннего и внешнего долга. Исследование проблем, анализ структуры и динамики государственного долга и ВВП Украины с 20 гг.

контрольная работа [52,9 K], добавлен

Экономическое содержание государственного долга. Государство как гарант и кредитор. Причины возникновения и управление государственным долгом Российской Федерации. Анализ обслуживания и современное состояние государственного внутреннего долга.

дипломная работа [93,8 K], добавлен

Ключевой проблемой современного мира является его финансовая безопасность, в обеспечении которой играют особую роль устойчивое развитие экономики и ее важнейшего звена финансовой системы. Последствия мирового финансового кризиса оказали ощутимое влияние на устойчивость финансовых систем практически всех государств.

Банкротство сотен финансовых институтов не только в развивающихся, но и в развитых странах оказывают дестабилизирующее воздействие на стабильность национальных экономик, могут приводить к финансовым и экономическим кризисам. Для России, интегрирующейся в международное сообщество, формирование устойчивости финансовой системы становится приоритетной задачей.

В общем виде финансовая устойчивость - это сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих поддержать свою деятельность в течение определенного периода времени. Она во многом определяет финансовую независимость. Финансовую устойчивость можно также рассматривать, как способность финансовой системы сохранить количество и качество своих финансовых ресурсов при изменении среды 1.

Устойчивость системы - понятие широкое, как и виды устойчивости (политическая, операционная, кадровая, организационная и пр.). Виды устойчивости системы взаимосвязаны, но в современных условиях важнейшее значение имеет финансовая устойчивость, хотя бы в силу того, что она обеспечивает работу любого экономического института и позволяет ему успешно решать остальные задачи. Например, определять виды предоставляемых клиентам услуг и расширять их спектр, строить стратегию, расширять клиентскую базу, решать организационные вопросы, способствуя тем самым росту деловой активности, которая, в свою очередь, расширяет возможности экономики по производству материальных и нематериальных благ.

В настоящее время не представляется возможным оценка какой-либо национальной финансовой системы как абсолютно устойчивой. На этой основе выделяют два признака финансовой устойчивости: платежеспособность;наличие финансовых ресурсов, достаточных для дальнейшего развития.

На сегодняшний день устойчивость национальной финансовой системы столкнулась с рядом проблем:

неустойчивость банковской системы;

Неустойчивость банковской системы может привести к кризису неплатежей, и, соответственно, к нарушению устойчивости бюджетной системы.

несовершенство налогообложения банковской деятельности соответственно к потере финансовой устойчивости банковского сектора;

дестабилизация валютной системы;

повышение уровня государственного долга;

По относительному уровню государственного долга (отношение долга к ВВП) развитые страны в настоящее время оказались в положении, которое было характерно для периода после второй мировой войны более 100%.

наращивание внешних долгов частным сектором.

Еще один важный макроэкономический показатель внешний долг. В конце двухтысячных много говорилось о тревожной тенденции наращивания внешних долгов частным сектором (причем в значительной степени компаниями с государственным участием), при резком сокращении внешнего долга органами государственного управления.

В Приложении 1 приведены в качестве примера наиболее значимые параметры, индикаторы устойчивости, относящиеся преимущественно к финансовой системе России. Пороговые значения параметров этой таблицы, индикаторов финансовой устойчивости не имеют нормативного характера и относятся к разряду аналитических. Следует обратить внимание на то, что экономическая и финансовая система страны обладает способностью переносить угрозу безопасности тем дольше, чем ниже величина угрозы. Это дает основание утверждать, что пороговые значения критериев устойчивости следовало бы определять как произведение величины угрозы и времени ее действия.

Пороговые значения параметров устойчивости в значительной мере условны, представляют оценочные ориентиры, установленные на основе приводимых в литературе экспертных суждений, а также исходя из российского опыта последних лет. Следует заметить, что пороговые значения чувствительны к исходному состоянию финансовой системы, наметившихся в ней тенденций и, что еще более важно, зависят друг от друга, от проводимой страной финансовой политики. Установление более определенных пороговых значений параметров финансовой устойчивости (безопасности) требует проведения специальных исследований. Следует также иметь в виду, что превышение пороговых значений способно привести к полному подрыву финансовой системы в виде дефолта, финансового краха только в случае, когда приближение к пороговым значениям не сопровождается принятием мер по преодолению возможных последствий финансового кризиса.

В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы;повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора;обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения устойчивости банковской системы.

Также Правительством было проведено ряд мер для достижения устойчивости финансовой системы: осуществление финансовой политики и реформирование бюджетного законодательства, аккумуляция значительной части нефтегазовых доходов в период действия высоких цен на энергоносители, реформа пенсионной системы, изменения налоговой политики и т.д.

Особую роль в изучении вопросов повышения устойчивости глобальной финансовой системы играет Совет по финансовой стабильности, в рамках которого предпринимается попытка свести вместе полномочных представителей национальных центральных банков, министерств финансов и регуляторов финансовых рынков наиболее развитых стран мира, а также ведущих международных финансовых организаций. Совет играет также роль своеобразного координатора действий национальных финансовых регуляторов и международных экономических и финансовых организаций при разработке рекомендаций, выносимых на обсуждение во время встреч как глав государств и правительств, так и руководителей центральных банков и министров финансов.

Сложность разработки критериев устойчивости финансовой системы определяется тем, что сегодня нет единства в понимании как самого понятия устойчивости системы, так и в классификации видов устойчивости. Программа оценки финансового сектора МВФ/ВБ (FSAP) предполагает проведение оценки надежности отдельных подсистем (прежде всего, банковской системы), качества банковского, страхового, финансового рынков и надзора по принятым международным стандартам, проведение стресс-тестов, оценку способности монетарных властей эффективно реагировать в случае системного стресса, но не раскрывают понятие устойчивости всей финансовой системы.

По словам Председателя Банка России Набиуллиной Э.С. на сегодняшний день экономика находится в непростой ситуации. С одной стороны, темпы роста экономики существенно замедлились под влиянием как внутренних структурных, так и внешних негативных факторов, с другой стороны, значительно ускорилась инфляция. Для обеспечения ценовой и финансовой стабильности, устойчивости банковского сектора и финансового рынка используются специализированные механизмы. А для преодоления экономического замедления и для импортозамещения нужны инвестиции. Только на базе инвестиций в модернизацию, в замену изношенных основных фондов возможен рост производительности труда. Что касается частных инвестиций, нужно создать благоприятные условия для инвесторов. В первую очередь необходимо обеспечивать снижение инфляции. Низкая инфляция является неотъемлемым элементом благоприятной инвестиционной деловой среды. 2

В заключение подчеркнем, что обеспечение устойчивости национальной финансовой системы предполагает проведение изменений, направленных на создание условий для поступательного инновационного развития во всех ее институтах.

Список использованной литературы:

Гиляровская Л. Вехорева А. Анализ и оценка устойчивости финансовой системы. Питер, 2003

Шевченко Л.М. Содержание и проблемы устойчивости национальной финансовой системы//Финансы и кредит. 2012,№24

URL: http://www.cbr.ru/

Источники: http://www.referent.ru/1/39203, http://refleader.ru/poljgejgejgepol.html, http://knowledge.allbest.ru/finance/2c0a65625a3ac69b5d53a89521306d26_0.html, http://www.scienceforum.ru/2015/828/10909

Категория: Погашение | Добавил: stivplyass (07.01.2016)
Просмотров: 1514 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar