MENU
Главная » Статьи » Погашение

Источником погашения государственного долга

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других государств. Одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган. Правоотношения по государственному кредиту закреплены законодательно (ст. 75 Конституции РФ, Закон о государственном внутреннем долге, О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям) и носят государственно-властный характер. Несмотря на то, что государство является должником, именно оно имеет право в одностороннем порядке устанавливать условия кредита: виды, срок, платность, основания изменения и прекращения. Юридические и физические лица, добровольно вступив в отношения по государственному кредитованию, обязаны выполнять все условия займа.

В целом, государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

1. По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (О государственном внутреннем долге РФ Закон РФ).

2. По праву эмиссии они делятся на:

а) выпускаемые центральным правительством,

б) правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.

3. По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:

а) реализуемые только среди населения;

б) реализуемые только среди юридических лиц;

в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.

4. По форме выплаты, доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется. Примером может служить государственный беспроцентный целевой заем 1990 года. Правда практика таких займов себя не оправдала, так как государство не успело вовремя погасить свои обязательства, а затем в связи с либерализацией цен выплата по этим займам стала нереальной и государство до сих пор погашает их с определенными оговорками.

5. Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на:

а) добровольные,

б) размещаемые по подписке,

в) принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

6. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

7. По срокам погашения займы делятся на:

а) краткосрочные (срок погашения до 1 года),

б) среднесрочные (до 5 лет),

в) долгосрочные (свыше 5 лет).

Сейчас используются займы всех сроков погашения.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки - вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Сущность и значение государственного долга

С возникновением и развитием государств появилось и понятие государственный долг. В эпоху слаборазвитого денежного хозяйства, недостатка доходов, получаемых от налоговых поступлений, на фоне постоянной необходимости устойчивого функционирования государства (в широком смысле) инструментом перераспределения финансовых ресурсов стали внутренние, а позднее и внешние заимствования.

Государственный долг наряду с бюджетом и налогами является категорией экономической, выполняя общественно необходимые функции. В соответствии со ст. 97 БК РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся: долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства но государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

К размещению долговых обязательств прибегают правительства как развивающихся, так и развитых стран. Наличие долгов для государства является своего рода стимулом экономического развития, оптимизации расходов, четкости разработки и реализации налоговых реформ, создания предпосылок роста инвестиционной активности и т.д.

В западной экономической литературе долг классифицируется как общественная и частная задолженность. Общественный долг подразделяется на государственный (суверенный) и муниципальный (долг органов государственной власти более низкого уровня).

В условиях федеративного государства долги субъектов федерации и местных органов власти объединены в понятие субсуверенный долг. Частный долг включает долги финансового и нефинансового секторов.

Па основании этой классификации схематично задолженность государства может быть представлена в следующем виде (рис. 5.1).

Все долги в рамках национальной экономики можно условно классифицировать следующим образом:

1) государственный долг (долг центрального правительства);

2) муниципальный долг (долг субъектов местной власти);

3) долг нефинансовых организаций;

4) долг финансового сектора (финансовых организаций).

В соответствии с оценкой экономистов развитых стран государственный и муниципальный долг является долгом государственной власти разного уровня перед другими секторами экономики. В общую сумму государственного и муниципального долга включается сумма задолженности одного государственного органа перед другим.

Вся сумма непогашенных обязательств государства составляет капитальный государственный долг. Расходы по его обслуживанию и погашение обязательств, срок оплаты по которым наступил, образуют текущий государственный долг.

В мировой практике определено оптимальное соотношение роста государственного долга с ростом экономики. Считается, что чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем свободнее без очевидных проблем государство может использовать займы для финансирования своих расходов.

В случае отрицательного роста экономики образуются значительные трудности в обслуживании государственных долговых обязательств и снижаются возможности привлечения новых займов.

Если доходность государственных облигаций соответствует темпу роста ВНП, то процентное отношение обслуживания долга будет находиться в соответствии с ростом вновь возникающей задолженности.

Если темп роста долга превышает рост ВНП и существует тенденция к его снижению, то государство вынуждено увеличивать налоги с тем, чтобы обеспечить дополнительные доходы бюджета для финансирования обязательств.

Рис. 5.1. Классификация государственного долга

Допустимым считается кратковременное (не более двух лет) превышение темпов роста долга над уровнем ВЫП. В данном случае рост государственной задолженности может явиться стимулирующим фактором развития экономики. При этом в дальнейшем необходимо добиваться снижения темпов роста долга на фоне роста экономики.

В современной экономической науке выделено четыре основные теории сбалансированности бюджета и государственного долга:

1) теория ежегодно балансируемого бюджета. Суть ее - ежегодное балансирование бездефицитного бюджета;

2) теория циклического балансирования бюджета. Характеризуется достижением сбалансированности не в определенном финансовом году, а на протяжении всего экономического цикла. При этом государственные заимствования служат инструментом финансирования бюджетного дефицита в депрессивной фазе экономического цикла;

3) теория автоматически стабилизирующейся экономической политики. Предполагается балансировка на протяжении всего экономического цикла с использованием встроенных стабилизаторов;

4) теория компенсирующегося бюджета. Здесь обосновывается невозможность ухода от дефицита бюджета и отказа от государственных заимствований для стран, находящихся в постоянно растущей стагнации.

Рассматривая взаимосвязь и взаимозаменяемость долга и налогов, экономисты считают, что государственный долг является альтернативой налогам в области финансирования расходов государства. При этом все другие доходы государства - неналоговые - предполагаются либо очень незначительными, либо отсутствующими вовсе. Заметим, что в последнее десятилетие в России доходы государства, не связанные с фискальной политикой, имеют достаточно высокие показатели.

Государственный долг является наиболее часто используемым инструментом финансирования государственных расходов (либо когда сокращаются налоговые поступления, либо когда сам по себе уровень расходов бюджета достаточно высок). Однако злоупотребление таким способом финансирования расходов государства может привести к негативным последствиям. Среди них можно выделить:

o вытеснение частного сектора государственным на рынке инвестиций (в России это особенно наглядно происходило в период бурного разрастания рынка ГКО - с 19 г.);

o рост государственных расходов;

o повышение волатильности государственного долга, при которой государство сталкивается с ограничением финансирования расходов за счет роста долга;

o повышение инфляции па фойе роста эмиссии долговых обязательств (многие экономисты считают, что это имеет гораздо более тяжелые инфляционные последствия, чем прямая эмиссия денег).

Размер государственного долга считается приемлемым, если имеются источники погашения как основного долга, так и процентов но нему.

Для определения оптимальной величины государственного долга его размер сопоставляют в разных вариантах с такими показателями, как:

oВВП;

o доходы бюджета, поступающие в денежной форме;

o объем экспорта товаров и услуг;

o валютные (или золотовалютные) резервы государства;

o уровень монетизации экономики.

Считается, что размер ВВП, уровень экспорта и резервы относятся к источникам погашения основной суммы государственного долга, а налоговые доходы и уровень монетизации экономики служат источниками обслуживания долга (выплаты процентов по долгу). Оценивая обеспеченность государственного внешнего долга, наиболее часто используют такие показатели, как соотношение размера внешнего долга и объема экспорта товаров и услуг;соотношение размера внешнего долга и ВВП, соотношение размера платежей в порядке обслуживания долга и объема экспорта товаров и услуг.

Определяющими в оценке обеспеченности источниками погашения внутреннего долга являются доходы бюджета и уровень монетизации экономики.

При этом необходимо учитывать приближение к так называемой границе опасности, за пределами которой наступает риск невыполнения обязательств. Считается недопустимым превышение внешнего долга над ВВП на 50%, превышение обязательств по обслуживанию (включая погашение) - на 30% но отношению к экспорту, превышение процентных платежей - на 20% по отношению к экспорту. При таком превышении страна-заемщик не может получить кредитный рейтинг, позволяющий привлекать заимствования менее чем под 10% годовых. Несмотря на предельно высокие суммы государственных долгов развитых стран, таких как США (100% ВВП, причем сумма долга стремительно приближается к 16 трлн долл.!) и Япония (220% ВВП, из них около 180% - это внутренний долг), параметры их долговой нагрузки в целом не превышают допустимые границы, что позволяет им по-прежнему занимать особое положение в мировой экономике. Япония, занимающая второе место в мире по уровню долга, имеет колоссальный объем золотовалютных резервов, а в случае ухудшения ситуации, у страны есть возможность девальвировать свою валюту. Такая стратегия неприемлема для стран еврозоны, находящихся фактически в состоянии дефолта. Мы наблюдали в марте 2012 г. неудачные попытки размещения государственных долговых обязательств Германией и Испанией. Размещение было почти вдвое меньше заявленных к реализации бумаг, да и рынок способствовал достаточно серьезному росту доходности но этим бумагам, т.е. фактору, определяющему увеличение будущей нагрузки на бюджеты этих стран. Греции на сегодняшний день вообще запрещено выходить на открытый рынок заимствований.

Емкость рынка государственных и муниципальных ценных бумаг является важнейшей характеристикой рынка государственных долговых обязательств.

Среди показателей, характеризующих емкость рынка, наибольшее значение имеют:

o объем накопленного долга по обращающимся ценным бумагам (номинальная стоимость ценных бумаг в обращении);

o рыночная стоимость ценных бумаг в обращении (капитализация рынка);

o объем эмиссий долговых обязательств;

o объем торговли ценными бумагами.

Значение рынка государственных и муниципальных долговых обязательств определяется соотношением его емкости и емкости рынка акций, который имеет наиболее показательное значение в развитии экономики страны. Сравнение осуществляется также с емкостью рынка корпоративных облигаций страны и с общим объемом облигационного рынка различных стран.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в то же время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения. Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее гражданам. В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт. Дефолт – это банкротство государства-должника. Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство доходов разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение могут подорвать действие экономических стимулов развития производства.

Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Основными причинами устойчивого увеличения государственного долга являются: увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. циклические спады экономики сокращение налогов в целях стимулирования экономики усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с политикой увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере. Источники погашения гос долга : доходы государственного бюджета и средства резервного фонда.

По предварительной оценке Банка России, внешний долг РФ в 2014 году снизился на 17,75% – с $728,864 млрд до $599,497 млрд. При этом долг органов государственного управления снизился сразу на 32,76% – с $61,743 млрд до $41,516 млрд, сообщается на сайте ЦБ РФ. Большую часть этой суммы ($39,183 млрд) составляет новый российский долг, а еще $1,77 млрд приходится на задолженность, унаследованную Россией от СССР. За минувший год «советские» долги России сократились на 12%.

Задолженность российских коммерческих банков перед иностранными сократилась на 20,2% и составляла на года примерно $171,1. Внешний долг предприятий из прочих секторов экономики на года составлял $229,933 млрд, что на 14,33% меньше, чем годом ранее.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на года 6 888,5 млрд руб

Будущее российской экономики, восстановление политической и социальной стабильности в стране в огромной степени зависит от успешной политики управления внешним долгом. В этой связи одной из самых актуальных проблем является управление внешней задолженностью такими финансовыми методами, которые бы позволили перейти к курсу на сокращение долга и продолжить реформирование экономики.

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Набор применяемых российским правительством финансовых методов управления накопленным внешним долгом невелик. Вне поля зрения остаются многие новые явления и тенденции в международной финансовой системе, опыт крупных должников, добившихся существенного облегчения долгового бремени за счет комплексного подхода и использования нетрадиционных методов. Успешные финансовые методы управления внешней задолженностью России должны не только решать проблему задолженности, но также способствовать реализации более общих задач экономической и финансовой политики государства.

Большая практическая значимость проведения всестороннего исследования управления внешним долгом России, недостаточная разработанность методики управления внешним государственным долгом, в том числе финансовых методов урегулирования накопленной внешней задолженности применительно к условиям России, и испытываемый недостаток практических рекомендаций определили выбор и обусловили актуальность темы настоящей работы.

В данной работе рассмотрим понятие государственного долга и его классификацию на внутренний и внешний долг,

Широкое использование мирового опыта управления внешним долгом позволило бы России с меньшими издержками решить собственные долговые проблемы,  поэтому в работе представлен зарубежный опыт управления внешней задолженностью.

Целью работы является:

1. Проанализировать современную ситуацию на рынке государственного долга, состав, структуру и динамику внешней задолженности в последние годы;

2. Проанализировать механизм управления государственным долгом, основные методы управления внешней задолженностью, а также использование экономико-математических моделей для всестороннего подхода к изучению внешней задолженности;

3. Выявить наиболее целесообразные и приемлемые направления сокращения долговой зависимости;

4. Выявить основные проблемы управления внешней задолженностью и пути их решения.

Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.

Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

Глава 1. Государственный долг: сущность, понятие виды

1.1. Понятие государственного долга

Государственным долгом в Российской Федерации являются долговые обязательства РФ и субъектов РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или определяться договором между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти, с одной стороны, и инвестором - с другой. В последнем случае долг существует в форме несекьюритизированных кредитов или займов и оформляется, как правило, путем регистрации в Государственной долговой книге РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Государственная долговая книга - это перечень, в который заносится информация о долговых обязательствах РФ.

Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль.

В категорию государственный долг включаются все признанные долги Российской Федерации. Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).

Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру государственного долга. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации с госзаимствованиями. Но более правильно было бы говорить о консолидированном, государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти[1] .

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

- договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

- соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения) долговых обязательств прошлых лет.

Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга. При этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга появляется ряд статей конъюнктурно-оперативного порядка);во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению, и в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей[2] .

Классификация государственного долга:

1) по сроку погашения: основной (капитальный) и текущий. Основным государственным долгом выступает сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не подлежит предъявлению к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом является задолженность государства по обязательствам, по которым срок платежа уже наступил;

2) по времени: краткосрочные (сроком до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до тридцати лет);

3) по характеру задолженности: внутренний и внешний долг. В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга;

4) по типу кредитора: внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям);внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков);

5) по типу долгового обязательства: внутренний долг (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям);внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего долга).

Система международной задолженности на­чала формироваться в начале  70-х годов. Отправ­ными ее точками можно считать крах Бреттон-вудской системы в 1971 году и первый нефтяной шок в 1973 году. К тому времени банковская дея­тельность во многих странах была сильно зарегу­лирована, что объяснялось, в первую очередь, уроками кризисов и великой депрессии 30-х годов. На первом месте стояла безопасность, и прибыль не рассматривалась как самоцель, отсюда и сами банковские акции не являлись привлекательным инструментом прироста капитала. Катализаторами идей агрессивного поведения на рынке выступали First International Citibank of New York и Bank of America. Последнему, напри­мер, удалось привлечь средства в объеме, в 20 раз превышающем его капитал, что было неслыхан­но по тем временам. Рост банковских акций на­чался уже в 1972 году, однако сразу же после этого по несчастливой случайности начала набирать силу инфляция. Затем стали ощущаться послед­ствия первого нефтяного шока, и приток капи­тала в нефтедобывающие страны значительно вырос. Указанные страны не знали, что им делать с деньгами. Возникали ситуации, когда некото­рые банки (Bankers Trust, например) вынужде­ны были прекращать прием депозитов. На повес­тке дня стоял трудноразрешимый вопрос, как запустить в оборот нефтедоллары. И как раз в этот момент в игру вступили банки. Начался бум меж­дународных займов. Причем крупными заемщи­ками выступали не только развивающиеся стра­ны, не имеющие нефти для финансирования сво­их дефицитов, но и страны, обладающие нефтью для финансирования программ расширения эко­номики.

В первую очередь банками были запушены в оборот избыточные средства ОПЕК. Причем сред­ства, взятые в кредит в одном месте, депониро­вались в другом, так что банки получали сред­ства и затем снова их одалживали. Спрос на бан­ковские кредиты рос не по дням, а по часам. Поскольку рынок евродолларов не был регулируемым, банки не обязаны были под­чиняться требованиям о минимально необходи­мом резерве против обязательств своих оффшор­ных филиалов, поэтому ничто не мешало им со­здавать кажущийся тогда бесконечный поток кре­дитов.

Регулирующие органы не успевали за разви­тием событий, а сами коммерческие банки не утруждали себя скрупулезным анализом положе­ния заемщика. Причем банки переводили сред­ства менее развитым странам в гораздо большем объеме, чем к этому были готовы сами бреттон-вудские институты - Международный валютный фонд и Всемирный банк. Самым удивительным было то, что страны-заемщики продолжали от­вечать традиционным меркам оценки их креди­тоспособности: отношению внешнего долга в процентах к экспорту, отношению объема теку­щих дефицитов в процентах к экспорту и т.д. Бо­лее того, благодаря этим отношениям с ростом долгов увеличивались возможности по обслужи­ванию займов. Объяснением этому служат преоб­ладавшие в течение 70-х годов очень низкие (впос­ледствии ставшие отрицательными) реальные процентные ставки. Так как рынок евровалют ос­тавался за пределами контроля центральных бан­ков,  рост его объемов не влиял напрямую на монетаристскую политику ни в одной из стран. В процессе перехода от использования избыточных средств ОПЕК к созданию кредита банки успели воспользоваться и падением доллара, и несоот­ветствием процентных ставок росту цен. Для за­емщиков же падение реальных процентных ста­вок снижало расходы по обслуживанию займов и увеличивало их кредитоспособность, что, в свою очередь, усиливало их желание и дальше привле­кать внешние средства. Кредит становился ката­лизатором торговли. Экспортные показатели раз­вивающихся стран улучшались за счет повыше­ния спроса на их товары во всем мире.

Таким образом, в период с 19 годы имел место настоящий взрыв международного кредита, что и заложило основы для мирового инфляционного процесса 70-х годов, пиком ко­торого стал второй нефтяной шок. Двоякость эры мирового экономического процветания выража­лось в следующем. С одной стороны, высокий уро­вень потребления и активная инвестиционная деятельность, с другой - иллюзорная кредитос­пособность должников, перекосы (дефицит или избыток) в платежных балансах, ухудшение структуры банковских балансовых отчетов, опе­режающий рост цен и заработной платы, отсут­ствие роста сбережений. Центр тяжести перемес­тился от денежных активов к материальным. От­рицательные процентные ставки делали хране­ние энергоресурсов в месторождениях более вы­годным, чем хранение наличности в банках - Бла­годаря всему этому и была создана обстановка, при которой перебои с нефтедобычей в Ираке в 1979 году вызвал второй нефтяной кризис и вто­рой скачок цен на нефть.1

Расплата не заставила себя ждать. Пострада­ли в той или иной степени, как кредиторы, так и должники. Континентальной Европы и Японии инфляция коснулась в меньшей степени, посколь­ку они придерживались более жесткой монетаристской политики и содействовали повышению курсов своих валют.  Для этих стран цена на нефть (фиксируемая в долларах) упала, а их экспорт­ные товары, не затронутые инфляцией (даже не­смотря на рост курсов их валют), остались конкурентоспособными. Наибольший бюджетный и торговый дефицит оказался у США и Великоб­ритании, причем последняя вынуждена была при­бегнуть к помощи МВФ Соединенные Штаты, как страна резервной мировой валюты, ограничились лишь ужесточением кредитно–финансовой политики. И если до описываемой ситуации центральные банки еще пытались влиять на экономическую активность, контролируя процентные  ставки, то теперь политика целиком окрасилась в монетаристский цвет, и центр тяжести сместился к контролю над общим объемом денежной массы. Почувствовав свободу, процентные став­ки резко взлетели вверх, что вкупе с трехкрат­ным увеличением цен на нефть и почти таким же снижением цен на потребительские товары, уси­лением доллара и общемировой рецессией силь­нейшим образом ударило по развивающимся стра­нам. Последующие займы, увеличившие объем их общей задолженности еще на 30%, загнали их в ловушку, так как измеряющие их кредитоспособ­ность соотношения заметно ухудшились. Таким образом, если раньше во время бума междуна­родных займов банкиры не сразу осознали, что их собственная деятельность по предоставлению займов благоприятно сказалась на коэффициен­те покрытия (debt ratio) стран-должников, то теперь они проспали уже обратный процесс.

Как видно из табл. 1 размеры внешнего государственного долга сокращаются. Вместе с тем, экономика России остро нуждается в крупных инвестициях. Согласно Основным положениям энергетической стратегии России на период до 2020 года, инвестиционные потребности только газовой отрасли составят 180 млрд долл. а электроэнергетики - 130-160 млрд долл.

Таблица 1. Структура накопленного внешнего долга [3]

Источники: http://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-6/75.htm, http://studme.org/1566021211830/finansy/upravlenie_gosudarstvennym_dolgom, http://studopedia.ru/5_42956_gosudarstvenniy-dolg-ego-vidi-prichini-obrazovaniya-istochniki-pokritiya-dolg-rf-v--g.html, http://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=496771

Категория: Погашение | Добавил: stivplyass (09.01.2016)
Просмотров: 3328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar