MENU
Главная » Статьи » Погашение

Переход право требования погашения долга перевозчиком экспедитору

Регресс к реальному перевозчику

    Ann_V

    Всем доброго времени суток.

    В результате разбойного нападения был утрачен застрахованный груз. Страховая компания взыскала с экспедитора сумму долга. В суд, в качестве 3 лица был привлечен реальный перевозчик, который ни разу не явился.

    В настоящее время возбуждено исполнительное производство. Мой вопрос заключается вот в чем.

    Как можно взыскать с перевозчика эту суму, не оплачивая её по исп производству?

    Сумма достаточно крупная, перевозчик прикрыл деятельность, по этому реально что-то с них получить возможности не будет.

    Заранее спасибо.

      Alex King

        Ann_V

        Так если у юр лица нет возможности погашения долга по исп листу ввиду отсутствия ден средств, то как быть?

        Вина то перевозчика доказана вступившими в законную силу суд актами

        Есть идея подать иск и указать, что на р/с нет достаточной суммы (с предоставлением выписки со счета), при этом небольшая часть была списана в счет погашения. Какие соображения на этот счет есть?

          Alex King

          Вы пишете:

          Страховая компания взыскала с экспедитора сумму долга

          Вина то перевозчика доказана вступившими в законную силу суд актами

          У Вас есть решение суда о взыскании с перевозчика в пользу экспедитора?

          Добавлено немного позже:

          Так если у юр лица нет возможности погашения долга по исп листу ввиду отсутствия ден средств, то как быть?

          Вина то перевозчика доказана вступившими в законную силу суд актами

          Есть идея подать иск и указать, что на р/с нет достаточной суммы (с предоставлением выписки со счета), при этом небольшая часть была списана в счет погашения. Какие соображения на этот счет есть?

          Не понял я глубину Ваших глубин.

          Объясние доступно, чего Вы хотите добиться в рассматриваемой ситуации.

          Если я правильно понял, Вы защищаете интересы экспедитора?

            Ann_V

            Все верно, я представляю интересы Экспедитора.

            Между мной и Зак заключен д-р тр экспедиции. Перевозимый груз был похищен. Страховая выплачивает Зак возмещение и идет ко мне с суброгацией.

            Я подтягиваю в кач-ве 3 лица реального Перевозчика, с кот у меня заключен д-р перевозки грузов. Решением Арбитр суда, заявленные исковые требования страховой, соотв-но, удовл. Апелляция, кассация, ВАС. все оставляют в силе.

            Страховая возбуждает исполн производство. Со счета комп списывают мелочь какую-то. В наст момент комп деятельности не ведет, соответственно погасить задолженность возможности нет, и я полагаю не будет.

            А реальный перевозчик мирно реорганизовался и продолжает работать.

            Вот и есть желание выйти к нему с регрессом. Но не представляю как это сделать, тк с одной стороны его вина, понятно, будет доказана, а с другой, появилось ли у меня право регресса?

            Тут еще мысль появилась о том, может еще страховую подтянуть каким-то боком в тот процесс. Уж кто, а они заинтересованы хоть что-то себе вернуть.

            Повторюсь - речь идет об оч внушительной сумме.

              Alex King

                Ann_V

                Как что. отсутствие прямого убытка у меня. Теоретически я должна выплатить страховой, но на деле долг не оплачен.

                  Alex King

                    Иван Францевич Бриллинг

                    Вопрос-ответ по теме

                    Вопрос

                    Правомерно ли удержание груза перевозчиком до погашения задолженности экспедитором ( заказчиком услуги) за выполненные предыдущие перевозки по его заявкам в рамках договора транспортной экспедиции

                    Ответ

                    Удержание груза перевозчиком правомерно только в случае если указанный груз является собственностью экспедитора.

                    Пунктом 1 ст. 359 ГК РФ установлено. что кредитор. у которого находится вещь. подлежащая передаче должнику либо лицу. указанному должником. вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор. пока соответствующее обязательство не будет исполнено.

                    Согласно ст. 360 ГК РФ требования кредитора. удерживающего вещь. удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке. предусмотренных для удовлетворения требований. обеспеченных залогом.

                    Из системного толкования норм гражданского права об обязательствах и об удержании как одном из способов обеспечения исполнения обязательств следует. что объектом отношений права удержания является вещь. которая была передана кредитору. являющаяся в то же время объектом основного обязательства. Право удержания применяется в отношении собственности ( права хозяйственного ведения. оперативного управления) другого лица. Право же собственности и иное вещное право может распространяться лишь на индивидуально-определенные вещи.

                    Применяя указанный способ обеспечения исполнения обязательства кредитор. владеющий чужой вещью. вправе не выдавать ее должнику до того момента. когда должник не исполнит свое обязательство. Таким образом. предметом удержания могут быть только вещи. и только те вещи. которые принадлежат на праве собственности должнику.

                    Аналогичная правовая позиция изложена в информационном письме от № 66.

                    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Юрист .

                    Однако арендодатель может удерживать лишь то имущество. которое попало в его владение на законных основаниях. Согласно разъяснениям. данным в пункте 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от г. № 66 „Обзор практики разрешения споров. связанных с арендой“, право на удержание вещи должника возникает у кредитора лишь в том случае. когда спорная вещь оказалась в его владении на законном основании;возможность удержания не может быть следствием захвата вещи должника помимо его воли. Иными словами. предметом права удержания могут быть только вещи. которыми кредитор владеет на законном основании*. В противном случае какое-либо удержание имущества должника является незаконным .

                    Скачайте формы по теме

                    По первому и третьему вопросам – организация верно оприходует товары, порядок отражения оприходования импортных товаров приведен в рекомендации № 1.

                    По четвертому вопросу – суммы банковской комиссии нужно отражать в составе прочих расходов на счете 91-2, за нарушение правил ведения бухгалтерского учете организации грозит ответственность (информация приведена в рекомендации № 3). С порядком внесения исправления в бухгалтерском и налоговом учете можно ознакомиться по ссылкам Как исправить ошибки в бухучете и бухгалтерской отчетности. В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию .

                    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

                    1. Рекомендация: Как отразить в бухучете импорт товаров из стран, не входящих в Таможенный союз

                    Импортировать товары в Россию можно двумя способами:*

                    Внешнеторговый договор

                    При импорте товаров напрямую от поставщика основным документом, регулирующим права и обязанности сторон, является внешнеторговый договор купли-продажи (контракт) (п. 1 ст. 19 Закона от г. № 173-ФЗ. письмо Банка России от г. № 300 ). Минимальные требования к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов представлены в письме Банка России от г. № 300. В контракте, в частности, должна быть отражена информация, необходимая для формирования себестоимости товара:*

                    • условия поставки товара;
                    • момент перехода права собственности от иностранного поставщика к российскому покупателю;
                    • порядок, форма и сроки расчетов.

                    Условия поставки товара определяют обязанности сторон, связанные с транспортировкой, страхованием и таможенным оформлением товаров, а также момент перехода рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза. Для определения условий поставки используются положения Международных правил толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2010». См. Классификацию условий поставок ИНКОТЕРМС 2010 .*

                    Например, если условия перехода рисков от продавца к покупателю определены в контракте как «CIP (перевозка и страхование оплачены до. ) аэропорт в городе Москве», то это означает, что поставщик оплачивает перевозку товара, а также обеспечивает транспортное страхование от рисков гибели или повреждения товара во время его перевозки до аэропорта Москвы. Если условие поставки определено как «FCA (франко-перевозчик) аэропорт в городе Москве», то это означает, что поставщик оплачивает перевозку товара, а также обеспечивает транспортное страхование от рисков гибели или повреждения товара только до момента его передачи авиаперевозчику.

                    Момент перехода права собственности на товар нужно зафиксировать, указав место и время перехода права собственности к покупателю. Такое условие следует прописать в контракте, потому что Инкотермс не регламентирует порядок перехода права собственности на товар. На практике в контрактах обычно указывают, что момент перехода права собственности соответствует моменту перехода к покупателю риска случайной гибели товара согласно Инкотермс.*

                    Если в контракте момент перехода права собственности не прописан, то необходимо определить его в соответствии с законодательством той страны, право которой применяется к отношениям между покупателем и поставщиком (ст. 1206 ГК РФ ). Стороны могут самостоятельно выбрать и зафиксировать в контракте, право какой страны они будут применять к правам и обязанностям по контракту (п. 1 ст. 1210 ГК РФ ). Если такой оговорки в контракте нет, момент перехода права собственности определяется в соответствии с российским законодательством (п. 1. 2 и подп. 1 п. 3 ст. 1211, п. 1 ст. 1206 и п. 3 ст. 1215 ГК РФ).*

                    По принятому в России законодательству момент перехода права собственности может быть определен:*

                    • как момент передачи товара – если покупатель самостоятельно (через своего представителя) забирает товар у иностранного поставщика;
                    • как момент вручения товара – если поставщик обязан доставить товар российскому покупателю;
                    • как момент сдачи товара поставщиком перевозчику – если из договора не вытекает обязанность продавца самостоятельно доставить товар покупателю или передать товар в месте его нахождения.

                    Такой вывод следует из пункта 1 статьи 223, пунктов 1 и 3 статьи 224, статьи 458 Гражданского кодекса РФ.*

                    Расчеты и валютный контроль

                    Бухучет

                    Товары принимаются к бухучету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01 и п. 15 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от г. № 119н ). Фактическая себестоимость импортных товаров складывается из следующих составляющих:*

                    • контрактной цены;
                    • дополнительных расходов покупателя, не включенных в стоимость сделки, например расходы на доставку;
                    • таможенных пошлин и сборов ;
                    • акцизов (для подакцизных товаров).

                    В перечень затрат, формирующих фактическую стоимость товаров, приведенный в пункте 6 ПБУ 5/01, прямо включены только таможенные пошлины, а таможенные сборы не упомянуты. Но поскольку уплата таможенных сборов при импорте товаров обязательна, эти затраты следует рассматривать как непосредственно связанные с приобретением товаров и включать их в стоимость (п. 6 ПБУ 5/01 ).*

                    В бухучете формирование стоимости товара отразите проводками:*

                    Дебет 41 Кредит 60

                    – отражена стоимость товара на дату перехода права собственности;

                    Дебет 44 Кредит 60

                    – приняты услуги по транспортировке товара;

                    Дебет 44 Кредит 60

                    – отражены посреднические услуги по приобретению товара (при приобретении товара через посредника);

                    – начислена таможенная пошлина (таможенный сбор);

                    Дебет 41 Кредит 44

                    – сформирована стоимость товара с учетом расходов, связанных с приобретением;

                    Дебет 41 Кредит 19 субсчет «Акцизы»

                    – включена в себестоимость ввезенного товара сумма акциза.

                    Оценка товаров и расходов, оплаченных валютой

                    Оценка товаров, стоимость которых при приобретении определена в валюте, производится в рублях по курсу Банка России, действующему на дату их принятия к учету (п. 19 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от г. № 119н ).*

                    Если импортные товары оплачиваются авансом (полностью или частично), контрактную стоимость товаров в рублях в бухучете определите следующим образом:*

                    • часть стоимости, в счет оплаты которой был перечислен аванс, определите по курсу на дату перечисления денег (абз. 2 п. 9. п. 10 ПБУ 3/2006);
                    • неоплаченную часть стоимости приобретенных товаров определите по официальному курсу на дату перехода права собственности на них (п. 5. абз. 1 п. 9 ПБУ 3/2006).

                    Часть задолженности, оплаченную авансом, не переоценивайте. Что касается неоплаченной части задолженности за принятые к учету товары, то ее нужно переоценивать по состоянию на конец каждого месяца и (или) на дату погашения задолженности перед поставщиком (п. 7 ПБУ 3/2006 ). Возникающие при этом курсовые разницы отражайте в бухучете как прочие доходы или расходы (п. 13 ПБУ 3/2006 ).

                    Пример определения стоимости импортных товаров, оплаченных в валюте. Расчеты с поставщиком производятся в два этапа: 50 процентов – авансом и 50 процентов – после получения товаров*

                    ООО «Торговая фирма "Гермес"» импортировало в Россию партию товаров. Условия поставки согласно контракту – FCA (франко-перевозчик). Иностранная компания передала товары перевозчику 20 июня. Контрактная стоимость товаров составляет 20 000 долл. США. 15 июня «Гермес» перечислил поставщику аванс в размере 50 процентов от стоимости товаров. Окончательный расчет был произведен 4 августа.

                    Условный курс доллара составляет:

                    • 15 июня – 29,0 руб./USD;
                    • 20 июня – 30,0 руб./USD;
                    • 30 июня – 30,5 руб./USD;
                    • 31 июля – 30,2 руб./USD;
                    • 4 августа – 30,5 руб./USD.

                    Операции, связанные с оприходованием и оплатой товаров, отражены в бухучете следующим образом.

                    15 июня:

                    Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 52

                    – 290 000 руб. (10 000 USD. 29,0 руб./USD) – перечислена предоплата за партию импортных товаров.

                    20 июня:

                    Дебет 41 Кредит 60 субсчет «Расчеты с иностранным поставщиком»

                    – 590 000 руб. (290 000 руб. + 10 000 USD. 30,0 руб./USD) – отражен переход права собственности на партию импортных товаров;

                    Дебет 60 субсчет «Расчеты с иностранным поставщиком» Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»

                    Включение в ГК РФ правила, содержащегося в статье 805, преследовало цель отграничить договор транспортной экспедиции от так называемых представительских договоров (поручение, комиссия, агентирование), в которых в той или иной степени присутствует принцип личного исполнения, а также подчеркнуть принципиальную разницу в правовом регулировании отношений, связанных с исполнением договора транспортной экспедиции, обеспечиваемым ГК РФ, по сравнению с тем, как эти отношения ранее регулировались Основами гражданского законодательства 1991 года. Как известно, согласно статье 105 Основ к отношениям по договору экспедиции применялись правила о договоре поручения и договоре комиссии в зависимости от того, действует ли экспедитор соответственно от имени клиента или от своего имени.

                    В отношении обязанностей клиента в юридической литературе также встречаются попытки разделить их на “основные” и “дополнительные”. Например, В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев пишут: “К основным обязанностям клиента относятся: а) передача грузов для осуществления экспедирования;б) получение грузов у экспедитора;в) уплата предусмотренного договором вознаграждения;г) возмещение понесенных экспедитором при исполнении договора расходов. Особо выделяется так называемая информационная обязанность клиента (ст. 804 ГК )… Содержание дополнительных обязанностей зависит от особенностей каждого договора (организовать посменную работу на своих складах, обеспечить специализированный внутрипроизводственный транспорт и пр.)”131.

                    Следует заметить, что из четырех названных авторами “основных” обязанностей клиента первые две скорее представляют собой права последнего, которым противостоят обязанности экспедитора соответственно по принятию груза у клиента-грузоотправителя и выдаче его клиенту-грузополучателю.

                    Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции содержатся в самом определении этого договора (п. 1 ст. 801 ГК РФ ), а также в статье 804 ГК РФ. Согласно этим нормам во всех случаях и применительно ко всякому договору транспортной экспедиции клиент несет три обязанности: во-первых, предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором;во-вторых, возместить экспедитору расходы, понесенные им в связи с выполнением предусмотренных договором услуг;в-третьих, уплатить экспедитору вознаграждение за оказанные услуги в размере и порядке, предусмотренных договором.

                    Специальным образом в главе 41 ГК РФ регулируются лишь последствия неисполнения клиентом обязанности предоставления экспедитору необходимой информации о грузе и об условиях его перевозки. В частности, исполнение экспедитором своих обязательств приобретает по отношению к исполнению клиентом указанной обязанности характер встречного исполнения обязательств, каковым, как известно, признается такое исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной (ст. 328 ГК РФ). Об этом свидетельствует положение, содержащееся в пункте 3 статьи 804 ГК РФ. согласно которому в случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации. Правда, для того, чтобы воспользоваться своим правом, экспедитор должен выполнить по отношению к клиенту свою кредиторскую обязанность: сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные (п. 2 ст. 804 ГК РФ ).

                    Что касается двух иных обязанностей клиента, характерных для всякого договора транспортной экспедиции, – возмещение расходов экспедитора и уплаты ему предусмотренного договором вознаграждения, – то в силу отсутствия какого-либо специального регулирования по этим вопросам в главе 41 ГК РФ соответствующие правоотношения подпадают под действие общих положений Кодекса о порядке исполнения денежных обязательств и о последствиях их нарушения.

                    Обязательства клиента, вытекающие из договоров транспортной экспедиции, предусматривающих обязанность экспедитора заключать договоры перевозки и совершать иные юридические действия от имени клиента, включают в себя также в императивном порядке обязанность клиента по выдаче экспедитору доверенности, необходимой для совершения экспедитором соответствующих юридических действий.

                    Кроме того, во всяком конкретном договоре транспортной экспедиции по усмотрению сторон могут быть предусмотрены и иные обязанности, возлагаемые на клиента.

                    ———————————————————————————

                    129 Гражданское право: Учеб: Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 416;см. также: Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 173.

                    130 Гражданское право: Учеб. Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 416–417.

                    131 Гражданское право: Учеб. Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 417.

                    8. Ответственность за нарушение договора транспортной экспедиции

                    Как уже отмечалось, вопросам ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции в главе 41 ГК РФ посвящена отдельная статья 803, содержащая две нормы. Во-первых, данной статьей предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ (“Ответственность за нарушение обязательств”). Во-вторых, указанная статья содержит специальное правило: если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

                    Таким образом, общие положения об основаниях и размере ответственности за нарушения гражданско-правовых обязательств распространяют свое действие и на правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции.

                    Что же касается единственного исключения, когда ответственность экспедитора подвергается специальному регулированию, то оно затрагивает лишь те ситуации, когда по условиям договора транспортной экспедиции на экспедитора возложена обязанность заключить договор (договоры) перевозки от своего имени, поскольку только в этом случае на перевозчика может быть возложена ответственность перед экспедитором. Если же договор перевозки заключается экспедитором от имени клиента и по его доверенности, то лицом, располагающим правом привлечения перевозчика к ответственности, будет не экспедитор, а клиент, который является стороной в договоре перевозки.

                    Что означает применение к экспедитору правил, по которым перед ним отвечает соответствующий перевозчик? Прежде всего необходимо подчеркнуть, что характерной чертой ответственности за нарушение обязательств по перевозке груза является ее ограниченный характер. Применительно к отдельным нарушениям условий договора перевозки груза ответственность перевозчика установлена либо в форме возмещения прямого ущерба или его части (но не упущенной выгоды), например за несохранность груза, либо в форме исключительной неустойки, в частности за просрочку его доставки. Кроме того, транспортным законодательством нередко предусматриваются особые основания освобождения перевозчика от ответственности за определенные нарушения обязательств по перевозке груза. Например, перевозчик освобождается от ответственности в случае неподачи транспортных средств, если это произошло, в частности, вследствие прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 794 ГК РФ ).

                    Следовательно, если экспедитору удастся доказать, что непосредственной причиной нарушения им своих обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, послужило неисполнение или ненадлежащее исполнение перевозчиком обязательств по договору перевозки груза, который экспедитор заключил с ним от своего имени, то применение в этом случае правил об ответственности перевозчика может означать, что экспедитор будет либо привлечен к ограниченной ответственности, либо вовсе освобожден от ответственности. Однако данный случай следует рассматривать в качестве исключения из общего правила, не забывая о том, что экспедитор, как и всякий должник, не исполнивший обязательства, должен возместить убытки, причиненные кредитору, в полном размере.

                    Итак, ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение (кроме рассмотренного исключения) строится на общих основаниях. Поскольку обязательство экспедитора по договору транспортной экспедиции связано с осуществлением им предпринимательской деятельности, указанная ответственность строится на началах риска и наступает независимо от наличия вины экспедитора Единственным обстоятельством, которое может служить основанием освобождения экспедитора от ответственности за нарушение своих обязательств (если оно будет доказано экспедитором), является невозможность их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). К этому следует добавить, что возложение исполнения обязательства на третье лицо также не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции (ст. 805 ГК РФ ).

                    Правовое положение экспедитора и его ответственность за неисполнениеили ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции по действующему законодательству разительно отличаются от ранее действовавшего порядка привлечения экспедитора к ответственности за нарушение договора транспортно-экспедиционного обслуживания, когда экспедитор отвечал лишь за собственную вину. Например, в свое время М.Е. Ходунов сформулировал три основных положения об ответственности экспедитора за необеспечение сохранности экспедируемого груза. Выглядят эти положения следующим образом: “Экспедитор несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу и повреждение груза в пределах стоимости груза с момента приема груза от клиента до сдачи его перевозчику и с момента приема груза от перевозчика до сдачи клиенту, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине… С момента сдачи груза перевозчику и до окончания перевозки экспедитор несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу и повреждение груза в пределах стоимости груза, если доказано, что утрата, недостача или повреждение произошли по его вине… Экспедитор не несет ответственности перед получателем за утрату, недостачу и повреждение груза, если иное не предусмотрено договором экспедиции или специальными правилами”132.

                    В то время безответственность экспедитора (перед клиентами), которая нередко имела место, объяснялась особым положением экспедиторских организаций. Так, В.К. Андреевым отмечалось, что особенности ответственности экспедитора заключаются в том, что он, “выполняя транспортно-экспедиционные операции и не являясь участником договора перевозки, отвечает перед соответствующими транспортными организациями, а не перед клиентом за неисполнение обязанностей, вытекающих из договоров перевозки другим видом транспорта, как бы становясь по отношению к этому перевозчику в положение грузовладельца. При этом транспортно-экспедиционное предприятие несет самостоятельную гражданско-правовую ответственность перед другим видом транспорта за несвоевременный вывоз грузов со склада станции или порта, уплачивая им сбор за хранение или штраф за простой вагонов”133.

                    В отличие от ранее существовавшего порядка в настоящее время экспедитор, заключая договор перевозки с перевозчиком и совершая иные сделки с третьими лицами от своего имени и тем самым возлагая на них исполнение своего обязательства по договору транспортной экспедиции, берет на себя всю ответственность за исполнение этого обязательства (в том числе, перевозчиком и иными лицами) перед клиентом. Возможна и иная структура ответственности, исключающая возложение неблагоприятных последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств со стороны перевозчика и иных третьих лиц на экспедитора, но для этого договор транспортной экспедиции должен предусматривать, что с соответствующими перевозчиком и иными третьими лицами договор перевозки и другие сделки заключаются экспедитором не от своего имени, а от имени клиента и по доверенности последнего.

                    Однако вернемся к случаям, когда нарушение обязательства транспортной экспедиции вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, и к специальному правилу, регулирующему подобные ситуации, о том, что ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803 ГК РФ ).

                    Очевидно, как отмечалось ранее, что в данном случае речь идет о возможности применения к экспедитору норм об ограниченной ответственности перевозчика и об особых основаниях освобождения перевозчика от ответственности. Но только ли об этом?

                    В частности, в юридической литературе поднят вопрос о необходимости применения в подобных случаях к требованиям клиента, предъявляемым к экспедитору, сокращенного срока исковой давности (один год), который установлен (п. 3 ст. 797 ГК РФ ) по требованиям, вытекающим из перевозки груза134.

                    Как известно, общий срок исковой давности, то есть срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, установлен в три года (ст. 196 ГК РФ). Специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком, могут устанавливаться законом для отдельных видов требований (ст. 197 ГК РФ).

                    В нашем случае речь идет об иске клиента к экспедитору в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением последним своих обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Для этого вида требований законом не установлен сокращенный срок исковой давности (конечно же имеется в виду прямая норма закона о том, что срок исковой давности по указанному требованию устанавливается в один год, или о том, что срок исковой давности по такому требованию определяется применительно к требованиям, вытекающим из перевозки груза). А выводить сокращенный срок исковой давности для требования клиента к экспедитору путем толкования (причем расширительного) положения о том, что ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик, с формально-юридической точки зрения недопустимо.

                    Неверен такой подход, допускающий применение сокращенного срока исковой давности, установленного для требований, вытекающих из договора перевозки груза и предъявляемых к перевозчику, и с точки зрения существа правоотношений, складывающихся между клиентом и экспедитором по договору транспортной экспедиции.

                    Клиент вправе предъявлять свои требования к экспедитору в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения последним своих обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. При этом он должен располагать определенным сроком для судебной защиты таких требований, установленным непосредственно законом и не зависящим от оценки доказательств, которые, возможно, будут представлены в суд экспедитором. А, как известно, применение правил, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик, к правоотношениям, вытекающим из договора транспортной экспедиции, поставлено в прямую зависимость от того, удастся ли экспедитору доказать, что нарушение им своих обязательств перед клиентом вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки. Рассуждая подобно В.Т. Смирнову и Д.А. Медведеву, мы должны будем сделать вывод о том, что в момент предъявления иска клиентом в суд никто (ни сам клиент, ни экспедитор, ни суд) не знает и не может знать, каким же сроком исковой давности – общим или сокращенным – следует руководствоваться при оценке данного иска.

                    А ведь истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является безусловным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Причем данное основание к отказу в иске носит самостоятельный характер, для его применения вообще не требуется рассмотрения спора по существу (в том числе и оценки представленных сторонами доказательств). По этому пути идет и судебно-арбитражная практика. Так, в совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12, г. N 15/18 “О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности” (п. 26) имеется разъяснение, согласно которому если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске135.

                    Учитывая изложенное, мы приходим к выводу, что предусмотренная статьей 803 ГК РФ возможность применения при определенных условиях к правоотношениям, связанным с ответственностью экспедитора перед клиентом по договору транспортной экспедиции, правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик, никак не затрагивает вопросы об исковой давности, а также об обязательном претензионном порядке урегулирования спора по требованиям, вытекающим из перевозки груза.

                    Для упрощения механизма возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением экспедитором своих обязательств, клиентом может быть использовано страхование экспедируемых грузов.

                    Так, по одному из дел открытое акционерное общество “Ингосстрах” (далее – страховщик) обратилось в арбитражный суд с иском к экспедиторской организации о взыскании в порядке суброгации ущерба, причиненного в связи с недостачей экспедируемого груза. Как усматривалось из материалов этого дела, между экспедиторской организацией (далее – экспедитор) и торговой организацией (далее – клиент) был заключен договор транспортной экспедиции, по которому экспедитор обязался от своего имени, но за счет и в интересах клиента оказать последнему экспедиционные услуги, связанные с перевозкой, сопровождением, таможенным оформлением и доставкой груза. В соответствии с этим договором экспедитор принял на себя ответственность за сохранность груза с момента принятия его от перевозчика и до выдачи клиенту. Имеющиеся в деле документы свидетельствовали о том, что экспедитор принял от перевозчика без замечаний 729 мест груза, однако при передаче доставленного экспедитором груза обнаружилась недостача 14 мест. По факту недостачи груза страховщик во исполнение своих обязательств по договору страхования выплатил страхователю (торговой организации – клиенту по договору транспортной экспедиции) сумму страхового возмещения, составляющую стоимость недостающих 14 мест полученного груза. В результате к нему перешло право требования по отношению к экспедитору в связи с необеспечением сохранности экспедируемого груза.

                    Разрешая указанный спор, арбитражный суд отверг доводы экспедитора о том, что недостача груза могла явиться следствием несоответствия друг другу сведений о количестве груза в различных перевозочных и таможенных документах, поскольку в соответствии с условиями договора транспортной экспедиции именно экспедитор отвечал за таможенное оформление груза, а также оформление всех необходимых документов, связанных с перемещением груза, поэтому он (экспедитор) и должен нести ответственность, в том числе за несоответствие реального количества груза, полученного клиентом, количеству груза, указанному в таможенных и перевозочных документах. Требования страховщика были удовлетворены136.

                    Экспедитор также может использовать механизм страхования для покрытия своих рисков, связанных с исполнением договоров транспортной экспедиции. Такого рода споры встречаются в судебно-арбитражной практике.

                    Страховая компания предъявила иск к автотранспортной организации о взыскании денежной суммы, выплаченной страховой компанией экспедитору в виде страхового возмещения вследствие наступления страхового случая. Арбитражный суд первой инстанции иск удовлетворил, его решение было оставлено в силе апелляционной инстанцией. Однако затем решение было отменено в кассационном порядке, в иске отказано. При проверке данного дела в порядке надзора было установлено следующее.

                    В соответствии с условиями договора транспортной экспедиции экспедитор заключил от своего имени договор перевозки груза в контейнерах с автотранспортной организацией (далее – перевозчик). Контейнеры принадлежали перевозчику, однако для выполнения экспедитором своих обязательств перед клиентом временно передавались экспедитору с возложением на него материальной ответственности перед владельцем контейнеров за утрату, невозврат или повреждение контейнеров. Экспедитор, в свою очередь, застраховал в страховой компании свои имущественные интересы, связанные с обязанностью возмещения ущерба, который мог быть причинен клиенту и третьим лицам вследствие физической гибели или повреждения имущества (включая контейнеры), заключив со страховой компанией договор страхования своей гражданско-правовой ответственности.

                    При осуществлении перевозки один из контейнеров опрокинулся и получил повреждения. Экспедитор, оплатив осмотр и ремонт поврежденного контейнера, обратился к страховой компании за выплатой возмещения в размере, составляющем стоимость работ по ремонту и услуг по осмотру контейнера. Составленным по этому поводу страховым актом повреждение контейнера признано страховым случаем, вследствие которого страховой компанией было выплачено страхователю (экспедитору) страховое возмещение, а затем предъявлено требование перевозчику в порядке суброгации.

                    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело в порядке надзора, иск страховщика, предъявленный в порядке суброгации, о взыскании суммы, выплаченной страхователю в качестве страхового возмещения, с перевозчика, ответственного за повреждение контейнера, признал обоснованным.

                    Согласно пунктам 1 и 2 статьи 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение по договору имущественного страхования, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и лицом, ответственным за убытки.

                    Договором страхования застрахованы риски экспедитора, отнесенные статьей 929 ГК РФ к имущественным интересам. Следовательно, названный договор является договором имущественного страхования и после выплаты по нему возмещения имеет место суброгация права требования.

                    В силу статьи 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке перевозчик несет ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами, а также соглашением сторон.

                    Договором перевозки, заключенным сторонами, установлена ответственность перевозчика перед экспедитором за сохранность и техническое состояние контейнеров: при утрате – в виде стоимости, при повреждении – в виде расходов, связанных с ремонтом. Повреждение контейнера произошло при перевозке, поэтому перевозчик должен отвечать за расходы по ремонту контейнера перед возместившей их страховой компанией.

                    Таким образом, постановление суда кассационной инстанции, не признавшего наступление суброгации, является незаконным и необоснованным137.

                    Что касается ответственности клиента за нарушение обязательств по договору транспортной экспедиции, в главе 41 ГК РФ содержится лишь одно специальное правило – на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения клиентом обязанности по предоставлению экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. При этих условиях клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению соответствующей информации (п. 4 ст. 804 ГК РФ ).

                    Нарушение клиентом своей обязанности по предоставлению информации о грузе и об условиях его перевозки, кроме возмещения экспедитору убытков (которое может иметь место лишь в том случае, если экспедитор, несмотря на отсутствие или недостаточность такой информации, все же приступит к исполнению своих обязательств), может повлечь для клиента и иное неблагоприятное последствие: в случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязанностей до предоставления такой информации (п. 3 ст. 804 ГК РФ ).

                    Важно подчеркнуть, что законодательством не предусмотрены какие-либо иные негативные последствия на случай невыполнения указанной обязанности. К сожалению, в судебно-арбитражной практике встречаются случаи излишне широкого толкования положений, содержащихся в статье 804 ГК РФ. Иллюстрацией к сказанному может служить следующий пример.

                    Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с транспортно-экспедиционной компании денежной суммы, составляющей убытки от порчи груза во время его перевозки, стоимость провозной платы, а также расходы, понесенные в связи с проведением экспертизы груза. При рассмотрении этого дела арбитражный суд квалифицировал правоотношения сторон как договор транспортной экспедиции, приняв во внимание, что по их соглашению в обязанности транспортно-экспедиционной компании входило получение груза от иногороднего (по отношению к индивидуальному предпринимателю) отправителя, доставка груза до станции и сдача его железной дороге, сопровождение груза во время его перевозки по железной дороге проводником транспортно-экспедиционной компании и выдача груза клиенту (получателю – индивидуальному предпринимателю).

                    Груз (банки с краской) клиентом был получен, однако в связи с тем, что его транспортировка осуществлялась в зимний период, груз в пути следования замерз и краска, как следовало из акта экспертизы, проведенной бюро товарных экспертиз, оказалась испорченной и непригодной к использованию.

                    В отзыве на иск ответчик (экспедитор) не соглашался с требованиями клиента, ссылаясь на то, что ни истец (клиент), ни грузоотправитель не поставили его в известность о специфических свойствах груза и необходимости соблюдения особого температурного режима при его перевозке, в результате чего он не имел договорной обязанности транспортировать груз при определенном температурном режиме.

                    В постановлении арбитражного суда кассационной инстанции, оставившем в силе решение первой инстанции об отказе в иске, говорится, что согласно статье 804 ГК РФ клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции. Материалами не подтверждается, что истец, как грузополучатель и клиент ответчика по договору транспортной экспедиции, или отправитель груза поставили ответчика в известность об особенных свойствах груза, возможности его порчи в результате воздействия низких температур и необходимости соблюдения особого температурного режима при перевозке. В товарно-транспортной накладной, посредством которой оговаривались сторонами условия перевозки, отсутствуют какие-либо отметки об особенностях груза и особых условиях перевозки. Материалами дела не подтверждается вина перевозчика в порче груза, а также причинно-следственная связь между виновными действиями ответчика и порчей груза – причинением ущерба истцу138.

                    Отсутствие в главе 41 ГК РФ каких-либо специальных правил об ответственности клиента за неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязанностей по договору транспортной экспедиции – возмещение экспедитору понесенных им расходов и уплата ему суммы вознаграждения – свидетельствует о том, что такие нарушения обязательств влекут для клиента ответственность, применяемую на основе общих положений об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств. В данном случае клиент выступает в роли обычного должника по просроченному денежному обязательству. Поэтому экспедитор вправе потребовать от клиента уплаты просроченного денежного долга (в размере понесенных им расходов и причитающегося экспедитору вознаграждения) с начислением на клиента процентов годовых за пользование чужими денежными средствами в порядке и размере, предусмотренных статьей 395 ГК РФ, а в части, не покрытой процентами, также возмещения убытков, вызванных просрочкой уплаты денежного долга.

                    И, наконец, последний вопрос, имеющий отношение к проблемам ответственности по договору транспортной экспедиции. Как мы видим, ответственность экспедитора и клиента не отличается от иных гражданско-правовых обязательств. Исключение составляет лишь один случай, когда применительно к ответственности экспедитора допускается применение правил, по которым перед ним отвечает перевозчик груза (ст. 803 ГК РФ ).

                    Тем не менее в юридической литературе встречаются попытки определить некие особенности ответственности участников договора транспортной экспедиции, не нашедшие какого-либо отражения в главе 41 ГК РФ. Например, В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев пишут: “Поскольку экспедитор выступает в качестве посредника между отправителем, перевозчиком и получателем, нарушение им условий договора может привести к ответственности клиента перед перевозчиком. В равной мере нарушение своих обязанностей клиентом может повлечь ответственность экспедитора перед перевозчиком (если, конечно, эти фигуры не совпадают). Поэтому ответственность сторон в договоре может быть как прямой, так и регрессной”139.

                    Нам уже приходилось отмечать, что договор транспортной экспедиции не относится к так называемым представительским сделкам (поручение, комиссия, агентирование), а значение экспедитора не сводится к роли посредника между клиентом и перевозчиком. То обстоятельство, что нарушение одной из сторон условий договора может повлечь для другой стороны ответственность перед ее контрагентом по иному договору, не может служить специфическим признаком ответственности сторон по договору транспортной экспедиции, а скорее является общей закономерностью для всего имущественного оборота. И уж конечно данное обстоятельство никак не может свидетельствовать о регрессном характере такой ответственности. Как известно, регрессные требования возникают лишь в случаях, предусмотренных законом, что не имеет места применительно к обязательствам, вытекающим из договора транспортной экспедиции.

                    ———————————————————————————

                    132 Ходунов М.Е. Указ. соч. С 163.

                    133 Андреев В.К. Указ. соч. С. 51.

                    134 См. напр. Гражданское право. Учеб. Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 418. (Авторы В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев.)

                    135 См. ВАС РФ. 2002. N 1. С. 10.

                    136 См. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.04.01 N КГ-А40/1338-01 // Справочная правовая система “Гарант”.

                    137 См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03./01 // Вестник ВАС РФ. 2002. N 7. С. 30–31.

                    138 См. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от N А33-8092/99-С1-ФО2-1762/00-С2 // Справочная правовая система “Гарант”.

                    139 Гражданское право: Учеб. Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К Толстого. С. 418

                    9. Прекращение договора транспортной экспедиции

                    Существенной особенностью договора транспортной экспедиции является наличие у его сторон права на односторонний отказ от исполнения договора. Согласно статье 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

                    Данная норма представляет собой специальное правило, относящееся именно к договору транспортной экспедиции. Общее же правило, регулирующее исполнение гражданско-правовых обязательств, основано, напротив, на недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств и состоит в том, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Если же речь идет об обязательстве, связанном с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, то односторонний отказ от исполнения такого обязательства и одностороннее изменение его условий могут иметь место также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст 310 ГК РФ).

                    На данное обстоятельство обращалось внимание в юридической литературе. Например, Г.П. Савичев указывает: “Односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции не согласуется с общими положениями гражданского права о договоре. Однако в данном случае наличествует одна из особенностей договора транспортной экспедиции, как и иных договоров о представительстве, допускающих односторонний отказ от их исполнения”140.

                    Объяснение рассматриваемой особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции (предоставление его сторонам – клиенту и экспедитору права на односторонний отказ от исполнения договора) представительским характером этого договора может быть признано обоснованным лишь в отношении тех договоров транспортной экспедиции, по которым экспедитор вступает в правоотношения с перевозчиком и иными третьими лицами от имени клиента и на основе доверенности последнего. В тех же случаях, когда экспедитор заключает договоры перевозки, совершает другие сделки и иные юридические действия от своего имени в сочетании с фактическими действиями – операциями и услугами (хранение груза, его погрузка и выгрузка и т.п.), договор транспортной экспедиции теряет представительский характер и приобретает облик обычного договора по возмездному оказанию услуг.

                    Более того, мы знаем, что по договору транспортной экспедиции на экспедитора могут быть возложены обязанности по организации перевозки груза по известному маршруту и с использованием избранного сторонами вида транспорта или его обязательства могут включать в себя собственно перевозку (доставку) груза в пункт назначения и выдачу его грузополучателю. Представим себе, что при использовании сторонами таких договорных моделей транспортной экспедиции на стадии исполнения договора (скажем, груз уже принят экспедитором и находится в пути следования) одна из сторон (например, экспедитор) реализует свое право на односторонний отказ от исполнения договора. Очевидно, что для подобных ситуаций более приемлемым было бы действие общего принципа недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства.

                    В связи с изложенным представляется, что статья 806 ГК РФ нуждается в изменении: возможность одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции для его сторон следовало бы ограничить только теми случаями, когда в соответствии с условиями договора экспедитор заключает сделки и совершает иные юридические действия от имени клиента и по его доверенности.

                    В настоящее же время, когда нормой о праве любой из сторон отказаться от исполнения договора охватываются все варианты правоотношений, связанных с транспортной экспедицией, в качестве своеобразного ограничения этого права (применительно к определенным ситуациям) могут служить обязанность стороны, отказывающейся от исполнения договора, предупредить об этом другую сторону в разумный срок, а также и возможное последствие отказа от исполнения договора – обязанность возместить контрагенту убытки, причиненные расторжением договора.

                    Правда, здесь могут возникнуть вопросы по поводу соблюдения стороной, отказывающейся от исполнения договора, требования о предупреждении об этом контрагента в разумный срок. В чем может быть выражено такое предупреждение? Требуется ли предупреждать другую сторону о том, что через определенное время, скажем через неделю, будет заявлен отказ от исполнения договора, или достаточно указать на это в самом уведомлении об одностороннем расторжении договора?

                    В связи с недостаточностью специальных правил, регламентирующих отношения, связанные с односторонним отказом от исполнения договора транспортной экспедиции, можно обратиться к общим положениям о прекращении гражданско-правовых договоров. Однако и там мы не найдем ответа на поставленные вопросы. Согласно пункту 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым.

                    Видимо, можно сделать вывод о допустимости обоих вариантов, когда сторона, собирающаяся отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции: во-первых, сначала предупреждает контрагента о том, что через определенное время (разумный срок) ею будет заявлен такой отказ;в этом случае договор будет считаться расторгнутым с момента получения другой стороной заявления об отказе от его исполнения;во-вторых, изначально направляет контрагенту уведомление о своем отказе от исполнения договора, указав в нем период времени (разумный срок), по истечении которого договор будет считаться расторгнутым. И в том и в другом случае достигается цель нормы об обязательном предупреждении контрагента об одностороннем отказе от исполнения договора: расторжение договора становится неминуемым и контрагенту предоставляется разумный срок для подготовки к этому.

                    Вместе с тем для обоих случаев в равной мере актуальна проблема оценки разумности срока, предоставляемого контрагенту в договоре транспортной экспедиции для подготовки к расторжению договора. Не исключена ситуация, когда мнения сторон на этот счет окажутся различными и вопрос о разумности соответствующего срока будет поднят заинтересованной стороной при разрешении в суде, арбитражном суде имущественного спора (например, об оплате услуг экспедитора, оказанных клиенту по истечении назначенного последним срока для расторжения договора). Каковы могут быть последствия признания судом, арбитражным судом того обстоятельства, что экспедитор был предупрежден клиентом об отказе последнего от договора в срок, который не может считаться разумным сроком? Что должен делать в этой ситуации суд, арбитражный суд: признать, что расторжение договора не состоялось, а поэтому договор остается действующим, или все же считать договор расторгнутым не с момента, обозначенного клиентом, а по истечении иного срока, который суд, арбитражный суд посчитает разумным применительно к конкретным обстоятельствам спора? И на эти вопросы мы не находим ответов в действующем законодательстве.

                    Впрочем, норма, наделяющая стороны договора транспортной экспедиции правом на односторонний отказ от исполнения договора, вряд ли найдет широкое применение во взаимоотношениях, складывающихся между грузоотправителями, грузополучателями и экспедиторскими организациями. Стимулом для воздержания от реализации этого права служит положение об обязанности стороны, заявившей об отказе от исполнения договора транспортной экспедиции, возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ ).

                    Предоставление клиенту и экспедитору права отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора транспортной экспедиции не лишает их возможности использования обычных способов досрочного прекращения договорных правоотношений. Как известно, гражданско-правовой договор может быть расторгнут по соглашению сторон, какое может быть заключено в любое время по их усмотрению, а также по решению суда, арбитражного суда на основании требования одной из сторон (например, в связи с существенным нарушением контрагентом своих договорных обязательств). В последнем случае требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд, арбитражный суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в самом предложении или в договоре, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок (пункты 1 и 2 ст. 450, ст. 452 ГК РФ ).

                    Гражданское право. Договор транспортной экспедиции. В В Витрянский

                    Источники: http://forum.yurclub.ru/index.php?showtopic=273426, http://www.lawyercom.ru/question/24044-vopros-pravomernoli-uderjanie-gruza-perevozchikom-dopogasheniya-zadoljennosti, http://www.glavbukh.ru/hl/13271-data-oprihodovaniya-importnogo-tovara, http://zakonrus.ru/vlad_st/dog_te.htm/5

                    Категория: Погашение | Добавил: stivplyass (18.01.2016)
                    Просмотров: 593 | Рейтинг: 0.0/0
                    Всего комментариев: 0
                    avatar