MENU
Главная » Статьи » Погашение

Погашение государственного долга рф

Работа сделанна в 2003 году

Погашение внешнего государственного долга - Курсовая Работа, раздел Экономика, - 2003 год - Министерство Образования Рф Тюменский Государственный Университет Международн.

Министерство образования РФ Тюменский Государственный Университет Международный институт финансов, управления и бизнеса Курсовая работа по финансам на тему Погашение внешнего государственного долга Выполнила студентка 3 курса финансового факультета группа 1203 Мунарева Д.А. Проверила Корчемкина Е.С. Тюмень 20032 Содержание Введение 3 Глава 1 Роль и значение государственного долга РФ 1.1 История возникновения государственного долга РФ 1.2 Экономическое содержание государственного долга 1.3 Классификация государственного долга России 8 Глава 2 Управление государственным долгом 2.1 Способы управления государственным долгом 13 2.2 Зарубежный опыт управления государственным долгом 20 Глава 3 Государственный внешний долг РФ проблемы и перспективы 3.1 Современная ситуация на рынке государственного долга 3.2 Проблемы управления государственным долгом в РФ, пути их решения 32 Заключение 38 Список использованной литературы 40 40 ВведениеВ последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос по причине стремительного роста объемов государственного долга.

Критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора высокая доля государственных расходов в структуре ВВП неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению к этому приводят во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ во-вторых, накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета высокая доходность государственных ценных бумаг.

Все вышеперечисленные проблемы и вопросы подробно рассмотрены М.В.Романовским, В.М.Родионовой, А.М.Ковалевой и другими известными экономистами.

Цель настоящей курсовой работы - рассмотрение вопроса о погашении внешнего государственного долга. Задачами данной работы являются следующие изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации, также проблем управления государственным долгом и поиск путей их решения.

Основная задача в рассмотрении данного вопроса - предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом. Глава 1 Глава 1

Роль и значение государственного долга РФ

Роль и значение государственного долга РФ 1.1

История возникновения государственного долга РФ

равнялась 38 млн. расходы государства превышали его доходы. В 1906 г. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных прави. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказали.

Экономическое содержание государственного долга

Государственный долг образуется в результате осуществления государстве. 97 государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед. В настоящих условиях государственный долг выдвинулся в центр экономиче. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить сл. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономи.

Классификация государственного долга России

Проблема особенно осложняется тем, что в настоящих условиях по ряду по. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидент. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезиден. Классификация государственного долга России. Глава 2 Управление государственным долгом2.1.

Способы управления государственным долгом

Рефинансирование использовалось и при выпуске казначейских обязательст. Так, в 1990 г. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной ново. 3атем могут предприниматься определенные отклонена от базовой структур. В других случаях при проведении приватизации предусматривается выпуск.

Государственный внешний долг РФ проблемы и перспективы

Государственный внешний долг РФ проблемы и перспективы 3.1

Современная ситуация на рынке государственного долга

долларов, которые российское правительство не смогло погасить в мае 19. Наконец, кадры нуждаются в необходимом инструментарии и современной те. Правительство РФ обеспечило возврат этой задолженности в объеме, соста. Вновь привлекаемые иностранные заимствования фактически направляются н. В России же, при снижении объемов производства, на обслуживание госуда.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Бескова И.А. Управление государственным долгом. Финансы 6 2000 г. 2. Бюджетный кодекс РФ ст.97, ст.98 3. Государственные и муниципальные финансы А.М.Бабич, Л.Н.Павлова - М.Юнити.2000г. 4. Данные Министерства финансов РФ Деньги и кредит. 1998 г. 12. 5. Златкис Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в РФ. Финансы 7 2000 г. 6. Красавина Л.Н Баранова Е.П. Внешний долг России уроки и перспективы.

Деньги и кредит 9 2001г. 7. Крупнов Ю.С. Кредитование государств центральными банками. Финансы 9 2000 г. 8. Рыбалко Г.П. Зарубежный опыт управления государственным долгом. Финансы 3 2001 г. 9. Смирнов О.В. Государственный внешний долг России проблемы и перспективы. Финансы 10 2001 г. 10. Соснин А.Е. Государственный долг - благо или зло? Финансы 4 2001 г. 11. ФЗ О внутреннем долге РФ 1993г. 12. Финансовая система РФ А.З.Дадашев, Д.Г.Черник - М.Инфа. 1997г. 13. Финансы капитализма Под ред. Б.Г.Болдырева - М.Финансы и статистика. 1990г. 14. Финансы, денежное обращение и кредит Под ред. В.К.Сенчагова - М.Проспект.2001г. 15. Финансы Под ред. А.М.Ковалевой - М.Финансы и статистика. 1998 г. 16. Финансы Под ред. В.М.Родионовой - М.Финансы и статистика. 1995 г. 17. Финансы Под ред. Л.А.Драбозиной - М.Финансы. 1999 г. 18. Финансы Под ред. М.В.Романовского - М.Юрайт.2000г. 19. Финансы Под ред. C.И.Лушина. 2000 г. Москва. 20. Хейфец Б.А. Внешний долг и американский ленд-лиз. Финансы 8 2001 г. 21. Хейфец Б.А. Внешний долг России.

Финансы 2 1999 г. 22. http www.cbr.ru 23. http www.minfin.ru 24. http www.cir.ru 25. http www.finam.ru.

Развернуть

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Погашение внешнего государственного долга

Что будем делать с полученным материалом:

14:32

Государственный долг субъекта РФ это совокупность данных им обязательств по погашению долгов. Государственная задолженность в полной мере и без каких-либо условий находится на обеспечении имущества, принадлежащего субъекту РФ. Имущество составляет казну субъекта.

Государственный долг субъекта РФ возникает в силу двух причин:

1) долг возникает в результате взятия займа у государства на договорной основе;

2) долг является результатом гаранта по обязательствам третьих лиц.

Из этого складываются виды долговых обязательств.

При взятии займа у государства долговые обязательства могут принять форму:

  • заключения соглашений и договоров по кредитам;
  • госзаймов денежных средств субъектом, которые осуществляются при помощи ценных бумаг;
  • получение субъектом ссуд и кредитов из бюджета на договорной основе.

Договор по обязательствам имеет государственную основу. Помимо этого, долговое обязательство может иметь договорную основу на международном уровне. Заключается договор и по возобновлению обязательств по долгам за прошлые годы.

Также бюджетным кодексом предусматривается то обстоятельство, что обязательства по долгам не могут принимать другую форму, кроме указанных выше. Об этом говорится в бюджетном кодексе РФ.

Объем государственного долга субъектов РФ включает следующие понятия:

  • область займов;
  • номинал задолженности по ценным бумагам;
  • сумма основного долга, исходя из бюджетных ссуд, полученных субъектом от бюджетов иных уровней.

Предусматривается лишь выплата основного долга по госзайму.

В понятие госдолга субъекта не включены следующие задолженности:

а) сумма, набежавшая по займу при не возмещенных процентах;

б) сумма от денежных комиссий, связанных с выплатой долга;

в) сумма пени, которая набежала за опоздание в погашении госдолга, а также штрафование, начисленное за неправильное осуществление субъектом схемы по погашению задолженности

Так или иначе, есть некоторая доля неуверенности в том, что перечисленные виды обязательств по выплате долга хоть и не включены в состав госдолга субъекта РФ, все равно должны быть выплачены при исполнении обязательства.

  1. В понятие государственных гарантий по госдолгу субъекта включены обязательства по государственным гарантиям.

Государственная гарантия

Государственная гарантия субъекта признает обеспечение гражданско-правовых обязательств. В этом случае субъект должен составить обязательство в письменной форме, в котором гарантирует выполнение лицом, обладающим гарантией на государственном уровне, обязательств перед третьим лицом. Обязательства должны быть исполнены в полной мере или частично Государственная гарантия субъекта имеет договорную основу.

Исходя из правил, предоставляемых государственной гарантией субъектом (гарантом) РФ дается по просьбе второго лица, называемого принципалом, обязательство по выплате кредитору (бенефициару) задолженности с учетом обязательств изложенных гарантом. В договоре участвуют две стороны;субъект РФ (принципал) и юридические субъекты, а также муниципальные структуры.

Государственные гарантии даются другим субъектам или юридическим лицам с тем учетом, что обязательства будут выполнены перед третьими лицами. Договором о предоставлении гарантии на государственном уровне в обязательном порядке учитывается обязательство, обеспечиваемое этой гарантией.

Государственная гарантия должна быть оформлена документально. Это является обязательным условием. Несоблюдение этого правила делает государственную гарантию неофициальной.

В гарантии на государственном уровне должны быть включены:

  • Данные о гаранте. Туда входит и наименование субъекта, а также наименования органа, который выдал гарантию.
  • Обязательно должен быть определен объем обязательств.
  • Гарантийный срок зависит от срока исполнения обязательств.
  • Гарантии, как правило, осуществляются на конкурсной основе.

По государственной гарантии на гаранта возлагается ответственность по субсидиям в дополнение к ответственности должника по гарантийному обязательству. Государственная гарантия, которая предусмотрена обязательством перед бенефициаром, ограничивается выплатой суммы, указанной в обязательстве гарантии. Гарант, который выполнил обязательство принципала, в праве требовать от принципала возмещение денежных средств, заплаченных третьему лицу по обязательствам госгарантии субъекта РФ бенефициару. Сумма должна быть возмещена полностью, что предусмотрено гражданским правовым кодексом РФ.

В гражданском праве подобное действие получило термин регрессивного требование гаранта к принципалу . Выполнение гарантий субъекта на государственной основе подлежит выражению в сумме расхода бюджетов субъектов РФ как предоставление кредитного займа. В случае, если гарантийные платежи не приводят к возникновению равноценных требований со стороны гаранта к задолжавшему, который не выполнил свое обязательство, выполнение государственных гарантий учтено в источниках выплаты бюджетного дефицита субъекта РФ.

Закон о бюджете субъекта РФ на следующий финансовый год предполагает предоставление отдельным субъектам, муниципальным организациям и юридическим лицам перечня гарантий суммой более 0, 01% от расходов данных бюджетных средств. Сумма предоставляемых гарантий включена в состав задолженности субъекта РФ как вид обязательства по выплате долга. При выполнении получателем гарантии по обязательствам по указанной в гарантии сумму задолженности ответственность субъекта РФ уменьшается,

Следует отметить, что предоставление субъектом РФ госгарантии по обязательствам принципала не образует долговой задолженности у самого субъекта. Гарантия предполагает наличие у субъекта обязанностей, закрепленных юридической документацией. Следует погасить задолженности при условии, если принципалом обязательства перед заимодавцем не выполнены. И лишь при соблюдении этого условия обязанность субъекта становится его конкретным обязательством перед кредитором лицом, которому субъектом был предоставлена гарантия. Так же важно знать, что указанная сумма задолженности субъекта, носит некоторый неофициальный характер, так как обязательства по выплате задолженностей может и не быть.

Гарантии, выданные субъектами РФ, учет исполнения принципалами всех указанных гарантий, а также отслеживание платежей по гарантиям входит в функцию финансового органа Результаты этого учета представляются органу государственной власти.

Управление государственным долгом субъекта РФ

Управление государственным долгом субъекта РФ может быть поручено надлежащим исполнительным органам, представляющим государственную власть. Финансовым органом должна быть проведена проверка бюджета получателя (принципала).

Соответствующий орган государственной власти в праве поручить контрольному органу проверку финансовой состоятельности принципала. К примеру, опираясь на положения закона, действующего в Санкт-Петербурге, гарантии должны быть представлены административным центром города. А именно: в функцию власти входит составление и выполнение бюджета Санкт-Петербурга. Все это проходит с позволения Законодательного собрания города, которое учтено постановлением собрания.

В том случае, если государственная гарантия Санкт-Петербурга представлена, то в обязательство органа Администрации города входит отвечать за финансы и проведение проверки финансового состояния принципала, указанного в гарантийном договоре.

Правом законодательного собрания города остается поручение контрольно-счетной палате провести проверку бюджета получателя по госгарантии. При этом предусмотрена предельная сумма по государственному долгу субъекта РФ. А именно: предусмотрено положение о том, что на следующий финансовый год должна быть указана верхняя граница по задолженности данного субъекта. Также должна быть зафиксирована сумма предельного объема обязательств по госгарантии.

Государственный долг субъекта РФ имеет свои границы. Задолженность государству не должна быть выше его доходов бюджета, без каких либо финансовых вливаний из бюджетных средств. Установлены и границы денежных трат на обслуживание и выплату государственного кредита

Осуществление субъектом государственных заимствований

Осуществление субъектом государственных заимствований, а также предоставленные этим субъектом гарантии на государственном уровне другим заемщикам возможны лишь при том условии, если закон о бюджете на текущий финансовый год указал следующие пункты:

  • привлечение денежных средств из источников финансирования дефицита средств в бюджете;
  • обозначение предела госдолга.

При этом границей расходов на обслуживание дога на государственной основе считается сумма, не превышающая 15 % суммы расходов из бюджета. Правом субъектов РФ остается конкретизация параметров госдолга. К примеру, показатели госдолга субъекта РФ и связанных с долгом показателей в Санкт-Петербурге.

1) Предельная цифра госдолга не должна быть больше 50% объема доходов города, не учитывая финансовые поступления из источников бюджета других уровней.

2) Предельная граница по госгарантиям города не должна превосходить 20% объема бюджетных поступлений без финансовой помощи иных уровней.

3) Предельная граница расходов на обслуживание госдолга города не должна быть выше 15 % суммы расхода бюджета города на протяжении текущего года.

4) Уровень дефицита в бюджете города не должен быть выше 15% объема бюджетных поступлений вне учета денежных субсидий от федерального бюджета.

Все эти пункты предусмотрены законом Санкт-Петербурга о бюджетных поступлениях на текущий год.

Помимо этого закон о бюджете Санкт-Петербурга предусматривает следующие положения:

а) перечень гарантий, объем которых выше 0, 01 % бюджета города;

б) сумма привлеченных средств из источников покрытия дефицита бюджета города;

Бюджетным кодексом также регулируется превышение предельной суммы госдолга предельных объемов расхода на обслуживание госдолга и связанного с ними последствий.

Объем государственного долга субъектов РФ

Объем государственного долга субъектов РФ имеет свои законодательные ограничения. В случае, если фиксируется превышение предельной границы госдолга, который установлен для субъекта, но при все этом субъект может погасить свои задолженности, то принятие субъектом новых обязательств по выплате долга можно лишь уточнить параметры бюджета согласно требованиям о предельных границах расходной части на обслуживание и выплату долга перед государством за исключением займов, взятых с целями реструктуризации и выплаты долга субъекта.

Имеет место быть и превышение верхней границы госдолга, которая установлена для субъекта. При всем этом субъект не может погасить свои долги. В этом случае официальное представительство имеет право применить санкции:

  • проверить исполнение бюджета субъекта РФ;
  • исполнение бюджета может быть передано под контроль Министерства финансов РФ;
  • может прибегнуть к другим мерам, включенным в бюджетное законодательство РФ.

Задолженность субъекта РФ гасится в определенные временные сроки, предусмотренные условиями займа, и не могут быть больше 30 лет.

Бюджетным кодексом установлено, что исполнительные органы субъекта РФ обладают всеми полномочиями по формированию денежных поступлений в бюджет субъекта и с целью погашения своих задолженностей и средств на обслуживание долга.

Государственный долг управляется исполнительным органом субъекта РФ. Это положение предусмотрено бюджетным кодексом РФ. Бюджетный кодекс не дает четкое определения понятию управление долговым обязательством.

Анализ государственного долга субъекта РФ

Если опираться на теорию, раскрывающую содержание этого понятия, то структура государственного долга субъекта РФ включает следующие действия:

1) Оценивается текущее состояние и прогноз на предстоящий период госдолга при учете определения показателей, согласно которых определяется сумма погашения и обслуживания долга.

2) Определяется объем, форма и условия заимствования денежных средств у государства субъектом РФ. Регистрация займов проводится в определенном порядке.

3) Установление объемов и условий предоставления госгарантии субъекта РФ в определенном порядке.

4) Установления финансового контроля над получением государственных займов, погашения и обслуживания госдолга.

5) Подготовка и осуществление действий по улучшению структуры госдолга, в том числе сюда включаются и ценные бумаги, принадлежащие государству, реструктуризация госдолга, управление рисками государственного займа.

Бюджетный кодекс РФ построен с тем учетом, что РФ не отвечает за долговые обязательства субъектов РФ, если гарантия на указанные обязательства не была дана РФ. Субъекты РФ и муниципальные структуры не отвечают за свои долговые обязательства, если гарантия на них не была выдана ими. Погашение и обслуживание внутреннего займа, взятого у государства, проводится согласно федеральным законам субъекта РФ.

Погашение госдолга включает в себя следующие положения:

а) возврат денежной суммы взятой в долг у города;

б) возврат денежной суммы, взятой в долг по кредитам;

в) возврат основной задолженности по бюджетным ссудам и бюджетному кредитованию, полученным городом от финансовых источников других уровней.

Погашение и обслуживание госдолга

Обслуживание госдолга осуществляется за счет возмещаемых расходов бюджетных средств города, связанных и выполнением долговых обязательств. В текущие расходы входят:

а) выплата процентов в соответствии с договором по госзайму;

б) выплата налога за операции с представляющими ценность госбумагами;

в) остальные расходы, покрывающие организацию, сопровождение возникновение и выполнение обязательств по выплате долга.

Погашение и обслуживание госдолга осуществляется в соответствии с финансовыми органами.

Погашение госдолга учтено в источниках финансирования дефицитных средств бюджета при помощи сокращения количеств финансовых поступлений на погашение дефицита. Исключение составляет исполнение обязательств по госгарантиям, по которым осуществляемые гарантийные платежи приводят к возникновению равноценных требований со стороны города по отношению к задолжавшему, который не выполнил данное в гарантии обязательство.

Исполнение обязательств по госгарантиям, по которым выплаты приводят к возникновению равноценных требований со стороны города к задолжавшему выявлены в составе расхода бюджетных средств в качестве предоставления бюджетного кредитования. Все расходы, связанные с покрытием долга перед государством, выявлены в бюджете города в качестве расходов на обслуживание долга города.

Структура государственного долга субъекта РФ предполагает установления порядка и отражение в бюджетах поступления денежных средств от займов и других задолженностей. Они отражены в бюджете как источники покрытия бюджетного дефицита.

Все расходы на выплаты по долговым обязательствам, включая дисконт (разница между стоимостью размещения и стоимостью погашения по ценным госбумагам субъекта федерации) - отражено в бюджете в качестве расходов на обслуживание долга.

Государственного задолженность субъекта РФ предполагает процесс реструктуризации и прекращение долговых обязательств при обоюдном соглашении сторон. Реструктуризация осуществляется за счет частичного списания или сокращения задолженности.

    государственный долг субъекта РФ объем государственного долга субъектов РФ структура государственного долга субъекта РФ управление государственным долгом субъекта РФ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Экономическая сущность государственного долга, формирование долговой политики государства. Источники погашения внутреннего и внешнего долга. Исследование проблем, анализ структуры и динамики государственного долга и ВВП Украины с 20 гг.

контрольная работа [52,9 K], добавлен

Понятие, экономическая сущность и основные виды государственного долга. Анализ структуры внешнего и внутреннего государственного долга РФ. Определение источников финансовых заимствований и изучение системы обслуживания и погашения государственного долга.

курсовая работа [104,7 K], добавлен

Раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга Российской Федерации, методы управления им. Определение социально-экономических последствий государственного долга.

курсовая работа [34,5 K], добавлен

Раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ, оценка влияния государственного долга на экономику. Методы управления и регулирования государственного долга.

курсовая работа [42,7 K], добавлен

Изучение динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ. Образование и погашение государственного долга страны. Экономическая сущность государственного долга, его составляющих. Основные пути совершенствования управления государственным долгом.

курсовая работа [133,5 K], добавлен

Понятие внешнего государственного долга. История возникновения государственного внешнего долга Российской Федерации и его современное состояние. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации. Управление государственным внешним долгом.

курсовая работа [53,9 K], добавлен

Исследование общего состояния государственного долга и дефицита бюджета Российской Федерации. Структура и динамика внешнего государственного долга. Обзор проблемы сбалансированности государственного бюджета. Изучение способов преодоления данной проблемы.

курсовая работа [123,1 K], добавлен

Сущность государственного долга. История его возникновения. Способы сокращения долговой зависимости. Анализ динамики и структуры внутреннего и внешнего долга РФ. Проблемы его погашения и пути их решения. Зарубежный опыт управления государственным долгом.

курсовая работа [142,5 K], добавлен

Анализ проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, ее теоретические аспекты и практическое проявление в экономике. Анализ особенностей бюджетной системы в Российской Федерации. Структура и динамика государственного внешнего и внутреннего долга.

курсовая работа [285,7 K], добавлен

Определение и значение внешнего государственного долга. Влияние внешнего долга на российскую экономику. Формирование внешнего государственного долга, кредиторы и должники России. Задолженность СССР. Обслуживание, урегулирование внешнего долга России.

курсовая работа [71,3 K], добавлен

Содержание

  • Введение
  • 1 Долговые отношения: понятие, сущность, виды, необходимость заимствования
  • 1.1 Общее понятие государственного долга
  • 1.2 Необходимость государственных заимствований
  • 1.3 Классификация и формы государственного долга
  • 2 Анализ динамики и структуры государственного долга России
  • 2.1 История возникновения государственного долга РФ
  • 2.2 Анализ современной динамики и структуры внешнего долга РФ
  • 3 Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга РФ
  • 3. 1 Проблемы управления государственным долгом РФ
  • 3.2 Перспективы погашения государственного долга
  • 3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 1. Динамика структуры внешнего государственного долга РФ

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос по причине стремительного роста объемов государственного долга.

Критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ;во-вторых, накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета);высокая доходность государственных ценных бумаг.

Все вышеперечисленные проблемы и вопросы подробно рассмотрены М.В.Романовским, В.М.Родионовой, А.М.Ковалевой и другими известными экономистами.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена формированием управления задолженностью в России в качестве самостоятельной отрасли российской экономики. Необходимость погашения ранее принятых на себя долговых обязательств является одним из основных факторов, определяющих не только интенсивность новых заимствований России, но и экономическую политику в целом.

Цель курсовой работы - рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.

Задачами данной работы являются следующие:

· изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;

· изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;

· проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;

· анализ путей оптимизации задолженности Российской Федерации.

Предметом исследования выступает долговая стратегия государства. Объектами исследования являются задолженность, под которой понимается часть государственного долга, права требования, по которой принадлежат внешнегосударственным фирмам и учреждениям, а также физическим лицам.

Основная задача в рассмотрении данного вопроса - предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления внутренним долгом.

Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики.

Государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки) Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//www.ruseconomy.ru .

В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств;он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования;он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющих муниципальную казну.

При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. - М. ИНФРА-М, 2006 - с.48 .

Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга, при этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование бюджетной классификации и, во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению. Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внутренний и внешний долг.

Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. - М. ИНФРА-М, 2006 - с.120. Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения и объёма обязательств выделяют капитальный, основной и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Под основным понимается вся сумма задолжности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования //Рынок ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63 :

· Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

· Государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

· Договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации, а по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

· Переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации, на основе принятых федеральных законов;

· Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Очевидно, что нельзя рассматривать ситуацию с долгами России без предварительного изучения истории вопроса.

Первый в истории России внешний заем был осуществлен Екатериной Второй в 1769 году в Голландии под 5% годовых Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//www.ruseconomy.ru. Голландцы являлись основными кредиторами России во второй половине XVIII - начале XIX вв. К 1815 г. долг перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а расстроенные войной финансы не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая в истории России реструктуризация внешнего долга страны. Долг был окончательно погашен только через 76 лет - в 1891 г.

Формирование современной структуры государственного долга началось во второй половине XX века. Широко распространено мнение, будто основным долговым бременем для России является долговое наследие СССР.

России действительно достался крупный внешний долг СССР, однако велик и суверенный долг России Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 - С.37 .

В 1950-е гг. внешние заимствования использовались в узких пределах: в форме краткосрочных и среднесрочных кредитов для финансирования импорта в относительно благоприятных условиях роста экономического потенциала страны, смягчения международной напряженности.

В 1960-е гг. при оплате импортного оборудования для крупных объектов активно привлекались прямые долгосрочные кредиты западных банков. Так, в 1964-1965 гг. Внешторгбанк СССР заключил с английскими, французскими и итальянскими банками девять долгосрочных соглашении о банковских кредитах сроком на 10 - 15 лет на общую сумму 480 млн. руб.

Отношение внешнего долга к экспорту поднялось с 52% в 1987 г. до 164% в 1993 г. а к объему ВВП - с 8 до 29%. Увеличивались заимствования у правительств иностранных государств. Доля кредиторов - правительств других стран выросла с З,9%в 1987 г. до 14,3% в 1991 г. и 65,4% в 1993 г. Это было обусловлено сокращением коммерческого кредитования, переоформлением части обязательств, в том числе просроченной кредиторской задолженности перед бывшими соцстранами, в задолженность перед государством. В связи с этим несколько улучшилась структура долга.

Таблица 1.Структура внешнего долга СССР по видам задолженности

(в млрд. долл.)

Распад СССР диктовал необходимость обоснованного распределения государственного долга СССР. Итогом первого этапа этой работы было определение расчетных долей бывших республик СССР по ряду параметров (долг, активы, национальный доход, экспорт, импорт, население).

По расчетным долям следовало распределить порядка 81 млрд. долл. Из них на Россию приходилось около 49 млрд. долл. Однако этот проект распределения внешнего долга между республиками реализован не был. К дележу долга подключилась "семерка". Не обошлось без давления со стороны ЕС. В результате года от имени Союза и восьми союзных республик в Москве был подписан так называемый Меморандум о взаимопонимании, который в ЕС рассматривался как предварительное условие для предоставления России финансовой помощи, поскольку в ЕС в перспективе ее видели как правопреемницу долга СССР.

На "сговорчивость" России ей было обещано предоставление отсрочки платежей по внешнему долгу СССР. Документ определял, что союзные республики принимали на себя "совместную и солидарную ответственность" по внешнему долгу СССР, т. е. чтобы все республики отвечали за погашение всего долга СССР. Если одна из них не платит, за нее это должны сделать остальные. Если же не платят республики, то Россия одна должна была обслуживать весь союзный долг Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы, № 5, 2005 - С. 22 .

В сентябре - октябре 1992 г. представителям "семерки" и Парижского клуба кредиторов удалось навязать России схему ее единоличной ответственности по долгам СССР.

В 1975-1985 гг. внешний долг СССР возрос в 2 раза, тогда как за более короткий период 1986-1992 гг. - в 2,5 раза. В целом после 1985 г. темп роста задолженности удвоился и составил 41,7% в среднем за год (при падении ВВП).

После 1992 г. полученные Россией кредиты состоят из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов. Заимствования Всемирного банка включают следующие группы задолженности.

В общей сложности на г. России было предоставлено по этой линии 37 займов на общую сумму более 9 млрд. долл. Параллельно и последовательно получаемые кредиты МБРР и ЕБРР были представлены соглашениями, связанными с рыночной трансформацией экономики и социальной сферы - с оплатой дорогих консультационных услуг. Все они отражают так называемые рыночные институциональные преобразования. Это проекты развития контор, институциональных новообразований, заведений, мало значимых для социально-экономическог развития организационных структур. Производственная или социальная направленность их была слабой. К производственным относится, например, соглашение о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (первый нефтяной восстановительный заем) на 300 млн. долл. и соглашение (проект по закупке медицинского оборудования) на сумму 270 млн. дол.

Рисунок 1. Структура заимствований Всемирного банка, %

С учетом долга бывшего СССР и суверенного долга России - внутреннего и внешнего - к началу нового века сформировался общий долг впечатляющих размеров, снижение которого стало заметным лишь в последние годы Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//www.ruseconomy.ru .

Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 - С.37. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002 г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2008 г. - 7,12 % .

Динамика этого показателя представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Отношение государственного внешнего долга к ВВП

Вместе с тем, в структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств.

В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга Российской Федерации в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовали странам с высоким уровнем внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга.

Международные финансовые организации часто пользуются показателем "резервы/платежи по внешнему долгу", являющимся, по их мнению, важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью - способностью правительства и резидентов своевременно вьшолнять обязательства по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки.

Золотовалютные резервы Российской Федерации в 2005 г. составили 138,9 млрд. долл. а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом, "резервы/платежи по внешнему долгу" равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования //Рынок ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63 .

По состоянию на 2006 год государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:

· задолженности странам - участницам Парижского клуба;

· задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;

· задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

· задолженности перед международными финансовыми

Организациями;

· задолженности бывшим странам СЭВ;

· еврооблигационных займов;

· ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

· кредитов Центрального Банка России.

По состоянию на года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 44,4 млрд. долл. или 42,3% от общей суммы внешнего долга Российской Федерации.

По состоянию на года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 2,9 млрд. долларов США, или 3,0% от общей суммы внешнего долга Российской Федерации на указанную дату. Постановлением Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Министерству финансов

Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов.

По мере завершения выверки имеющейся задолженности перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба подписывались соответствующие двусторонние соглашения. В настоящее время заключены двусторонние межправительственные соглашения с 7 странами - не членами Парижского клуба: Кореей, Оманом, Тайландом, Турцией, Уругваем, Египтом, Мальтой.

Отсутствуют межправительственные соглашения с Грецией, Кувейтом и Объединенными Арабскими Эмиратами. При этом в общий объем внешнего долга включены суммы задолженности по соглашениям Внешэкономбанка с National Bank of Greece от года в сумме 37,4 млн. долл. и с Kuwait Investment Co SAK от года в сумме 1100,00 млн. долл.

С Объединенными Арабскими Эмиратами подписан Меморандум о взаимопонимании от года. Сумма задолженности включена во внешний долг на основании межбанковского соглашения Внешэкономбанка и National Bank of Abu Dhabi от года в размере 500 млн. долл.

Новый долг Российской Федерации перед странами - не членами Парижского клуба кредиторов представлен задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка с Экспортным кредитным банком Турции Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы, № 5, 2005 - С. 22. Правительством Российской Федерации были предоставлены соответствующие платежные гарантии Экспортному кредитному банку Турции по выплате основного долга и процентов, начисленных на сумму задолженности по указанным кредитным соглашениям.

По состоянию на года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 2,8 млрд. долл. и по сравнению с состоянием на года сократился более чем в 5 раз.

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. Обязательства перед Лондонским клубом кредиторов погашены досрочно.

Доля государственных ценных бумаг в составе государственного внешнего долга Российской Федерации увеличилась за период с года по года с 18,1% до 38%.

Задолженность по основной сумме государственного внешнего долга Российской Федерации, оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 41,6 млрд. долл. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от года №1565 и на основании постановления Правительства Российской Федерации от года №222 в целях урегулирования внутреннего валютного долга был осуществлен выпуск облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа - года. Дата дополнительного выпуска - года. Общий объем эмиссии ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл.

Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на года 32,8% (34,4 млрд. долл.).Как правило, еврооблигации - это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 г. он составил 148,4 млрд. долл. а по состоянию на г. снизился до 104,9 млрд. долл.

Рисунок 3. Динамика российского внешнего долга

В 2000 г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую нам не удалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике. Таким образом, задолженность странам Парижского клуба стала почти единственным субъектом долгов Советского Союза.

Для погашения внешнего государственного долга, и, прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования //Рынок ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63 .

Целью управления государственным долгом являются выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне.

К сожалению, отсутствие ясной государственной промышленной политики, в том числе четко обозначенных приоритетов, препятствует эффективному осуществлению схем обмена долга на инвестиции Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России // Бизнес и банки, № 26, 2005 - С.3.

В то же время признаки того, что конверсия российского долга в инвестиции может стать реальностью, уже имеются. Начались переговоры о конверсии долга с отдельными странами, в том числе с Италией и Испанией. Принято решение о возможности выкупа итальянскими инвесторами 650 млн. долл. для реализации инвестиционных проектов на территории России из 5,5 млрд. долл. задолженности бывшего СССР перед Италией. Уже сделаны первые шаги в этом направлении: итальянские участники проекта создания учебно-тренировочного самолета Як/АЕМ-130 готовы погасить перед своим казначейством часть советского долга в размере 77 млн. долл. За это российская сторона передала итальянцам пакет технической документации. Было объявлено о приеме заявок от инвесторов организационным комитетом по межправительственному соглашению между Италией и Россией о конверсии внешнего долга бывшего СССР.

Происходит постепенный переход от двухстороннего урегулирования долговой проблемы по схеме конверсии в инвестиции к многостороннему урегулированию. В марте 2003 г. Парижским клубом кредиторов принято решение об обмене 10% российского долга на инвестиции. На тот момент он составлял около 40 млрд. долл. что означало возможность вложения в экономику страны порядка .4 млрд. долл.

Поскольку нам не удалось договориться с Парижским клубом о списании, то важным источником погашения части внешней задолженности может быть косвенная форма списания в форме покупки долгов со скидкой. Косвенный метод списания долга использован, например, Бельгией, которая скупала долги Анголы с большой скидкой. Швейцарские фирмы скупали долги Сирии со скидкой в 60%. Японцы интересовались этой формой погашения долгов Вьетнама России.[18,c.3]

Следующий источник облегчения российской внешней задолженности -реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа - секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную путем выпуска ценных бумаг.

Надо применять новые формы, в частности капитализацию долга. Страны Латинской Америки давно этим занимаются. Речь идет об обращении долга в недвижимость и акции. Однако следует предостеречь при этом от одной опасности. Акции российских фирм, соответствующих западным по конкурентоспособности, эффективности, объему производимой продукции, численности занятых, продаются на фондовом рынке в 10--20 раз дешевле, чем аналогичные акции западных фирм Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 - С.37 .

Важным источником погашения внешней задолженности в РФ может стать использование наших финансовых требований к должникам из развивающихся стран (у нас этих требований более 100 млрд. долл.). К сожалению, это был ошибочный шаг, и Россия проиграла на нем, т.к. члены Парижского клуба заставили РФ списывать задолженность развивающихся стран, в то время как кроме Лондонского клуба списание долгов РФ не осуществлялось. Вместе с тем возможно реально получить хотя бы 1/3 этих требований при одновременном внедрении в страны-должники, например при приобретении за эти долги недвижимости и других видов собственности, а также предприятий. Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России // Бизнес и банки, № 26, 2005 - С.3.

В критических случаях при наступлении сроков платежей иностранным кредиторам можно прибегнуть к помощи международных резервных активов Российской Федерации, которые на г. составили 137,4 млрд. долл.

Мало уделяется внимания привлечению долларовых сбережений населения в кредитную систему, что составляет примерно 50 млрд. долл. и часть из них можно было бы занять для погашения государственных долгов.

В числе новых источников поступлений и доходов в бюджет следует назвать торговлю углеводородными квотами на мировом рынке. Согласно Киотскому протоколу 1997 г. США должны сократить выбросы парниковых газов (на их долю приходится 20% мировых выбросов), ведущих к потеплению поверхности планеты, на 7%;Япония и Канада на 6%, страны ЕС - на 8% к 2012 г. Россия же из-за экономического кризиса в течение многих лет сокращала выбросы и имеет излишек квот, который можно придать другим странам, заработав миллиарды долларов. Аналогичную операцию можно осуществить в случае разрешения Государственной Думой ввоза из-за границы для переработки и захоронения отработанного атомного топлива на территории России на сумму около 20 млрд. долл Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы, № 5, 2005 - С. 22 .

Не меньшие суммы Россия может получить от борьбы с "бегством" капитала из страны (примерно 20 млрд. долл. ежегодно)

При наличии тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом.

9. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г. М.- 2-е изд. переработ. и доп.- М. Финансы и статистика, 2006.- 496 с.

10. Лебедев А.И. Управление внешним долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 - С.37-40

11. Моисеев А.К. Внешний долг России - состояние и проблемы платежеспособности. // Проблемы прогнозирования, № 4, 2005. - С. 99 - 107

12. Саркисянц А.Л. Проблема внешнего долга России: исторический аспект // Аудитор, № 8, 2005 - С. 25 - 31

13. Саркисянц А.Л. Проблема возвращения финансовых активов России. // Бухгалтерия и банки, № 5, 2005 - С. 15-19

14. Селезнев А. Внешний государственный долг: иллюзии и реальность //Экономист, № 7, 2004 -С.31-40

15. Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы, № 5, 2005 - С. 22 - 24

16. Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования //Рынок ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63-66.

17. Шенаев В.Н. Проблема внешнего долга России // Бизнес и банки, № 26, 2005 - С.1-3.

18. Шовиков С.Н. Килячков А.А. Финансовый рынок в конце 2005 - начале 2006 года. // Финансы и кредит, № 6, 2006 - С. 33 - 39

19. Шуркалин А.Д. Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания. // Финансовый бизнес, № 6, 2002. - С. 12-19

20. Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//www.ruseconomy.ru

21. Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru

22. Счетная палата Российской Федерации//www.ach.gov.ru/bulletins

23. Центральный банк Российской Федерации//www.cbr.ru

Источники: http://allrefs.net/c5/161p8/, http://utmagazine.ru/posts/9292-gosudarstvennyy-dolg-subekta-rf, http://knowledge.allbest.ru/finance/2c0a65625a2bd68b5d53a88421306d37_0.html

Категория: Погашение | Добавил: stivplyass (26.01.2016)
Просмотров: 1254 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar