MENU
Главная » Статьи » Погашение

Погашение внутреннего долга

Главная > Реферат >Экономика

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1 Теоретические аспекты формирования и управления государственным внутренним долгом 5

1.1 Сущность и понятие государственного внутреннего долга 5

1.2 Механизм обслуживания государственного внутреннего долга 8

1.3 Правовые принципы управления государственного внутреннего долга 12

2 Характеристика государственного внутреннего долга на современном этапе 16

2.1 Анализ, динамика и структура государственного внутреннего долга 16

2.2 Основные технологии обслуживания и погашения государственного внутреннего долга 19

2.3 Опыт управления государственным внутренним долгом за рубежом 24

3 Перспективы регулирования государственного внутреннего долга 37

Заключение 42

Список использованных источников 44

ВВЕДЕНИЕ

Накопленная Россией сумма государственного долга в настоящее время тяжелым бременем лежит на народном хозяйстве страны, препятствуя социально-экономическому развитию, а также защите национальных интересов на политическом уровне.

Предлагаются различные варианты решения долговой проблемы. Можно выделить две причины, по которым Россия впала в большую долговую зависимость. Первая состоит в том, что большой долг остался в наследство России после распада СССР. А вторая заключается в непрофессионализме управления государственным долгом на всем протяжении экономических реформ в России.

При управлении государственным внутренним долгом не учитывался мировой опыт государственных и муниципальных заимствований, опыт организации рынков государственных и муниципальных ценных бумаг. Как следствие – разительное отличие параметров внутреннего долга России и ключевых характеристик российского рынка ценных бумаг от аналогичных параметров и характеристик в других странах.

Цель данной работы – изучение аспектов формирования и содержания внутреннего долга России, его динамики и структуры.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть теоретические аспекты формирования внутреннего долга страны;

-проанализировать современное состояние внутреннего долга России и динамику его развития за несколько лет;

-определить перспективы погашения и уменьшения внутреннего долга страны.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ

1.1 Сущность государственного внутреннего долга.

В соответствии с 97 статьей БК РФ Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. [1;С. 83]

Образуется государственный долг в результате развития отношений государственного кредита, при которых государство может выступать как в роли заёмщика, так и в качестве кредитора. Если государство занимает деньги, его кредиторами становятся банки, корпорации, правительственные ведомства, страховые компании и частные (физические) лица. Однако государство может кредитовать (давать взаймы);в этом случае заёмщиками могут выступать региональные или местные органы власти, а также корпорации и предприятия.

Часто в качестве синонима термина «государственный долг» употребляется понятие «национальный долг». Иногда значения этих терминов (например, в Великобритании) совпадают, однако в большинстве случаев это разные понятия: национальный долг («долг страны») может включать сумму задолженности государства (т. е. долги министерства финансов и государственных учреждений) и долги региональных правительств и местных властей, а также частных корпораций и физических лиц и др.;поэтому в случаях, когда употребляется термин «национальный долг», необходимо уточнять конкретный состав включаемых в него видов задолженности.

Государственный долг в зависимости от рынка его размещения и от получаемой валюты делится на внутренний, размещаемый в границах государства среди отечественных физических и юридических лиц, и внешний, размещаемый в других странах. [9;С. 57-58].

В объем государственного внутреннего долга РФ включается:

- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ

- объем основного долга по кредитам, полученной РФ

- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ. [1;С. 84]

Размещение долга обычно означает продажу различных ценных бумаг внутри страны или за её пределами. Сумма долга формируется из средств, получаемых государством или его ведомствами от покупателей ценных бумаг при первоначальной их продаже (на «первичном» рынке) или в дальнейшем при реструктуризации долга и других операциях. Бумаги внутреннего долга могут быть проданы частным лицам, предприятиям, фирмам, государственным организациям, банкам и т. п.

Помимо размещения прямых займов государство может также выступать в качестве гаранта займов для национализированных и других предприятий, для экспортных и других операций с целью поддержки или стимулирования работы отдельных предприятий и отраслей, необходимых для нормального хозяйственного развития страны, для поддержания национальной экономической безопасности и для иных нужд. При этом государство берёт на себя риск неплатежа основной суммы и процентов по долгу;государственная гарантия считается на кредитном рынке первоклассным обеспечением, она может рассматриваться как разновидность скрытого, или потенциального, государственного долга.

Государственные займы делятся также на процентные и лотерейные. Держатели процентных займов получают по своим бумагам (например, облигациям) ежегодный твёрдый доход по фиксированной ставке. Держатели лотерейных («выигрышных») займов получают всю сумму дохода по облигации, иногда намного превышающую её номинальную стоимость, в том случае, если она «выигрывает» в ходе специальных регулярных розыгрышных тиражей;однако выигрыш выплачивается только на «выигрышную» часть облигаций, остальные могут длительное время не приносить никакого дохода. Чаще всего используются процентные ценные бумаги государственных займов - держателю они дают меньший, но гарантированный доход, а государству выгоднее платить заранее обусловленную сумму в точно известное время.

По срокам действия государственные займы и обслуживающие их ценные бумаги делятся на краткосрочные (обычно от нескольких недель до 1 года, хотя иногда в некоторых странах к ним относят и займы до нескольких лет), среднесрочные (от 3 до 5-10 лет) и долгосрочные (от 10 до 30-40 лет). Иногда выпускают бессрочные (вечные) займы, которые предусматривают ежегодную выплату процентов без указания сроков погашения основной суммы займа. Долги государства обслуживаются с помощью многочисленных видов ценных бумаг, которые различаются по срокам действия и по условиям погашения, а также по ряду других особенностей [9;С. 58-59].

1.2 Механизм обслуживания государственного внутреннего долга

Обслуживание внутреннего долга предполагает как выплату процентов (текущее обслуживание долга), так и погашение основной суммы долга. Если надлежащее обслуживание долга в установленные сроки не осуществляется, эмитент может попасть в состояние дефолта. Поэтому, если надлежащее обслуживание в установленные сроки невозможно по каким-либо причинам, эмитент стремится к урегулированию своего долга в какой-либо иной форме, по согласованию с кредиторами. Таким образом, урегулирование долга тоже может быть отнесено к формам обслуживания долга.

Текущее обслуживание внутреннего долга предполагает своевременную выплату купонных процентов по ценным бумагам и уплату процентов по кредитам. В отдельных случаях к текущему обслуживанию внутреннего долга относится погашение краткосрочных ценных бумаг.

Сроки и частота выплаты процентов оказывают определенное влияние на инвестиционную привлекательность государственных ценных бумаг и соответственно их доходность.

При наступлении срока погашения по государственным или муниципальным ценным бумагам платежеспособный эмитент имеет возможность погасить долг нормальным образом, т.е. согласно тем условиям, которые оговорены в эмиссии ценных бумаг. В подавляющем большинстве случаев в условиях эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг предполагается денежное погашение. Поэтому нормальное погашение осуществляется путем выплаты держателям ценных бумаг денежных средств. Однако при собственно денежном погашении долга возможны две принципиально различные ситуации, с точки зрения дальнейшего управления долгом:

-погашение за счет выручки от вновь размещаемых выпусков ценных бумаг – рефинансирование;

-погашение за счет средств бюджета с уменьшением суммы долга – стерилизация долга.

В первом случае размер долга остается неизменным (при условии, что размер привлекаемых средств равен сумме погашаемых обязательств), во втором случае осуществляется снижение уровня внутреннего долга.

Выбор между нормальным погашением за счет рефинансирования долга и нормальным погашением в форме стерилизации зависит от множества факторов. Считается, что стерилизация долга должна осуществляться в том случае, когда существует устойчивый профицит бюджета.

Погашение долга, не сопровождающееся размещением новых долговых обязательств, увеличивает денежную массу в обращении. При определенных условиях это может привести к росту цен. Особо опасна ситуация увеличения денежной массы при следующих условиях:

-круг инвестиционных инструментов соответствующего качества, в которые могут быть инвестированы денежные средства, вырученные от погашения, ограничен;

-в структуре инвесторов, получивших денежные средства в ходе погашения, значительную долю составляют частные инвесторы и нефинансовые компании.

Первое условие может привести как к вытеснению финансовых ресурсов за рамки финансового рынка, что существенно повышает вероятность инфляции, так и к увеличению емкости других секторов финансового рынка.

Второе условие прямо создает предпосылки роста цен на потребительские и инвестиционные товары за счет роста платежеспособного спроса на них.

Снижение уровня реальных доходов населения может в условиях эффективных рынков привести к снижению платежеспособного спроса, что является предпосылкой замедления темпов экономического роста, а также к усилению социальной и политической нестабильности.

Известны примеры катастрофических последствий стерилизации долга в условиях тоталитарного общества. Так, правительство Н. Чаушеску, резко ограничивая потребление, добилось роста валютных поступлений более чем в 13 раз и за период 1981-1988 гг. погасило всю внешнюю задолженность в размере 21 млрд долларов. Последовавшее за этим резкое ухудшение социального положения населения привело к социальному взрыву [14 ;С. 127].

Владимир 2009

Оглавление

Введение

Глава 1. Образование и погашение государственного долга страны

Его сущность и причины образования

Формы и виды государственного долга

Управление им

Глава 2. Управление государственным внутренним долгом РФ

2.1 Анализ его динамики и структуры за 2006-2008 гг.

2.3 Специфика управления им

Глава 3. Основные направления совершенствования управления

государственным внутренним долгом в РФ

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению государственного внутреннего долга РФ, его динамике и структуре. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

Значение в практической деятельности. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.

Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:

Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;

Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;

Исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом.

Для написания данной работы использовались следующие методы: аналитический, статистический, монографический, а также анализ экономической литературы.

Структура работы. Курсовая работа состоит из:

Введения;

Трех глав;

Заключения;

Списка используемой литературы;

Приложения.

Глава 1. Образование и погашение государственного долга страны

1.1 Его сущность и причины образования

Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при его определенной экономической независимости.

В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета.

Основаниями для образования государственного долга являются:

государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет[1].

Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации. Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения. В соответствии со ст. 106 Бюджетного Кодекса РФ предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга. Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год [1].

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.

1.2 Формы и виды государственного долга

Существует несколько классификаций государственного дога в зависимости от признака положенного в основу данной классификации.

В зависимости от заемщика государственный долг подразделяется на:

государственный долг Российской Федерации;

государственный долг субъекта Российской Федерации;

муниципальный долг.

Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств;он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования;он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все свои полномочия. Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют:

внутренний долг;

внешний долг;

Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте [18].

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют:

капитальный государственный долг;

текущий государственный долг;

Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет [8].

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных образований – 10 лет [18]. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.

1.3 Управление им

Процесс управления госдолгом — это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий [10].

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

рефинансирование - погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;

конверсия - изменение доходности займа;

консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

новация - соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстояте6льств в рамках одного и того же кредитного договора;

унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга [12].

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:

формирование государственной долговой политики;

определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;

установление границ задолженности.

Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности. В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга. В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств[10].

Таким образом, под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основания для образования, формы и виды государственного долга определены в Бюджетном Кодексе Российской Федерации. Управление государственным долгом осуществляется с помощью основных методов управления государственным долгом, и в его основе лежат определенные принципы.

Глава 2. Управление государственным внутренним долгом РФ.

2.1 Анализ его динамики и структуры за 2006-2008 гг.

Рынок внутреннего долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

Структура современного внутреннего долга РФ состоит из:

Облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Они имеют срок обращения 3 года и нулевой купон;могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на г. а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;

Облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с г. Купонным доход по данным облигациям начисляется начиная с г. Размер купонного дохода составил 30% годовых в первый год после г. 25% годовых – во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее – 10 % годовых. Начиная со второго купона, выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца.

Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Размешаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);

Облигаций государственного сберегательного займи (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска – 10 трлн. руб. – разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал – 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;

Облигаций государственного нерыночного займи (ОГНЗ);выпускаются в бездокументарной форме;доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;

Облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа – доллары США. Номинал облигации – 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Первоначальный объем выпуска – 7885 млн. долл. Пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долл. и на 3500 млн. долл. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов;купонная ставка – 3% годовых выплачивается один раз в год [18].

Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг. когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г. Только за последние 3 года внутренний долг увеличился на 397,74 млрд. руб. (рис. 1)

Рис.1 Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб.

Автор предлагает проанализировать структуру внутреннего долга по следующим данным (таб. 1).

Таблица 1. Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах

- Государственные ценные бумаги также являются госдолгом.

Состав внутренней задолженности государства в рыночной экономике

В состав внутреннего госдолга в государствах с рыночной экономикой, как правило, добавляется еще и федеральный долг, коммунальный долг (это задолженность местных властей), долги госкорпораций и госпредприятий. И еще все те долги, которые перечисляются в законодательстве государства и причисляются к государственному внутреннему долгу как должное. Однако, как показали исторические данные, очень большой долг составляет именно федеральная задолженность центрального правительства.

Понятие и значение внутреннего государственного долга РФ

Внутренний государственный долг

представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

В Бюджетном кодексе РФ дается более узкое понятие - внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

В объем государственного внутреннего долга России включаются:

- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;

- объем основного долга по кредитам, полученным Россией;

- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Россией от бюджетов других уровней;

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе, сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их консолидации, т.е. изменению условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займу или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.

Основная цель выпуска займов в сегодняшней России - это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения.

Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутреннего государственного долга - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов.

Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций - это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.

Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств России, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Формы и виды внутреннего долга РФ

В России определены следующие формы

внутреннего долга:

· государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

· договоры о предоставлении РФ государственных гарантий;

· договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

· соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Можно условно определить следующие виды

внутренних долговых обязательств: рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. К рыночным внутренним долговым обязательствам России сегодня можно отнести:

Øгосударственные краткосрочные облигации (ГКО) - именная бескупонная государственная ценная бумага, выпускается в бездокументальной форме, их выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России;

Øоблигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) - первые среднесрочные ценные бумаги, появившиеся в России;

Перейти на страницу: 1 2

Источники: http://works.doklad.ru/view/2ZkKbsG0FvU.html, http://xreferat.com/105/5342-1-gosudarstvennyiy-vnutrenniiy-dolg-rf-ego-dinamika-i-struktura.html, http://utmagazine.ru/posts/9016-vnutrenniy-gosudarstvennyy-dolg, http://www.actualeconomic.ru/actecs-226-1.html

Категория: Погашение | Добавил: stivplyass (18.01.2016)
Просмотров: 1303 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar