Вопрос-ответ по темеВопросПредприятие, которому бюджетное учреждение оказывает платные услуги, объявило себя банкротом. Какими проводками зачесть долг по предпрейсовому осмотру (КОСГУ 130) в бюджетном учреждении за счет расходного КОСГУ, например, 225 (они выставили счет нам на вывоз мусора). Лицевые счета тоже разные. И каким документом провести через казначейство? Ответсообщаем следующее: Погашение взаимной задолженности между государственными (муниципальными) учреждениями и их контрагентами путем зачета встречных требований на практике осуществляется редко. Объясняется это тем, что основным источником проблем в отражении некассовых операций в бухгалтерском учете и отчетности государственных (муниципальных) учреждений является установленная для этих учреждений необходимость детализации всех доходов и расходов по статьям КОСГУ, а также жесткая привязка в их бухгалтерской отчетности всех операций, связанных с движением имущества и затрат. Причем, учитывая сквозной характер показателей аудита бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений, предусматривающий строгую взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности различных учреждений с соответствующими показателями отчетности вышестоящих финансовых органов и органов кассового исполнения соответствующих бюджетов, отнесение операций на тот или иной код КОСГУ осуществляется в основном кассовым методом, т.е. в момент перевода (получения) средств контрагентам (учреждению) или снятия их с лицевого счета. Если же в дальнейшем учреждение, по каким-либо причинам, получает имущество, работы и услуги, отличные от фактически оплаченных, то возникают риски искажения показателей бухгалтерской отчетности как самого учреждения, так и обслуживающих его финансовых органов и органов федерального казначейства. В соответствие с требованиями Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом № 33 Минфина РФ от суммы зачтенных встречных требований отражаются в графе 8 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 05030737): по доходной части в разделе 1 Доходы учреждения по строке, соответствующей статье КОСГУ по доходам учреждения со знаком плюс ;по расходной части в разделе 2 Расходы учреждения по строке, соответствующей статье КОСГУ по соответствующим расходам учреждения. Таким образом, в результате применения некассовых операций, соответствующие кассовые доходы и кассовые расходы учреждения приводятся в соответствие с фактическими доходами и расходами. То есть в казначейство при взаимозачете никаких документов представлять не нужно. В изменениях, которые планируют внести в Инструкцию по бухучету для бюджетных учреждений № 174н, содержится проводка по взаимозачету: Дебет 2.302.00.000 Кредит 2.205.00.000 отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом (подп.е п. 3.56 проекта Минфина России от г. б/н). Обратите внимание, что данная корреспонденция вводится только по КФО 2. Поэтому, если в рассматриваемой ситуации обязательства отражены не по КФО 2, взаимозачет невозможен. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух 1. Справочник: Основные изменения, которые планируют внести в Инструкцию по бухучету для бюджетных учреждений № 174н Справочная таблица подготовлена на основе проекта Минфина России от г. который вносит изменения в Инструкцию № 174н (см. проект ). В Системе размещена для предварительного ознакомления. Измененные положения и нововведения Lawyer 18:29 ЗАЧЕТ ВЗАИМНЫХ ТРЕБОВАНИЙ.Анонс: Акт учета и зачета. ст 410 ГК РФ. Протокол и соглашение о зачете взаимных требований. Многосторонний взаимозачет. Кредитование бизнеса с использованием векселей. Взаимозачет при УСН упрощенной системы налогообложения. Упрощенка. НДС. Возмещение.Бизнес часто нуждается в кредитах. Бывают кредиты на бизнес наличными деньгами, в безналичной форме. Существуют и товарный кредит. Если контрагент организации является одновременно и поставщиком, и покупателем, возникает ситуация, когда оба лица, участвующие в сделках, становятся друг перед другом одновременно кредитором по одному договору и должником - по другому. Прекращение обязательства полностью либо частично в этом случае может осуществляться путем зачета встречного требования (взаимозачета). Кредит в этом случае уже не играет особой роли. При осуществлении взаимозачета товарного кредита необходимо выполнить ряд обязательных условий: 1. Требования лиц, участвующих в зачете, должны носить встречный характер. Поэтому, не должно быть кредитов на бизнес . 2. Требования должны быть однородными, т.е. предметом обязательства должно быть имущество, определяемое родовыми признаками, в том числе денежные средства. 3. Срок исполнения обязательств по кредиту наступил, либо не указан, либо определен моментом востребования. 4. Законом или договором не предусмотрено ограничений либо запретов на прекращение обязательства зачетом. Согласно ст. 410 Гражданского кодекса РФ для осуществления кредитного взаимозачета достаточно заявления одной из сторон. По нашему мнению, во избежание спорных ситуаций сторонам целесообразно составить двусторонний документ, который будет являться основанием для проведения взаимозачета. Этими документами могут быть акт зачета взаимных требований (далее - Акт зачета), протокол о проведении зачета, соглашение о прекращении взаимных обязательств путем зачета по кредиту и т.п. Установленной формы документа нет, однако можно выделить ряд требований к нему. В обязательном порядке в Акте зачета должны быть указаны стороны, участвующие в зачете, а также документы, служащие основанием для возникновения обязательств, а именно договор, счет, накладная, счет-фактура, платежное поручение и т.п. Скачать форму Протокола о зачете взаимных требований можно на [/q] Примечание. Текст соглашения о погашении взаимной задолженности см. ниже Следует определить сумму и первичные документы, по которым обязательства прекращаются путем зачета встречных требований, а также косвенные налоги, указанные в первичных документах и являющиеся составляющей суммы взаимозачета. Пример. ООО «Октябрь» отгрузило ПБОЮЛ Свиридову С.И. по договору от 14.11.04 г. № 10 товар согласно накладной от 21.11.04 г. № 52 на сумму 330 000 руб. в том числе НДС 30 000 руб. (ставка 10%). Счет-фактура № 49 выставлен ООО «Октябрь» 24.11.04 г. ПБОЮЛ Свиридов С.И. провел маркетинговые исследования в интересах ООО «Октябрь» согласно заключенному сторонами договору от 9.09.04 г. № 18. Отчет представлен заказчику 14.12.04 г. Акт выполненных работ подписан сторонами 18.12.04 г. на сумму 141 600 руб. в том числе НДС 21 600 руб. (ставка 18%). Счет-фактура № 34 выставлен ПБОЮЛ Свиридовым С.И. 18.12.04 г. В договорах содержатся одинаковые положения относительно расчетов: последующая оплата отгруженных товаров (оказанных услуг) осуществляется в течение 90 дней с момента передачи товара (подписания акта выполненных работ). г. сторонами был подписан Акт зачета взаимных требований, в котором указано следующее: ООО «Октябрь» является кредитором, а ПБОЮЛ Свиридов С.И. - должником по договору от 14.11.04 г. № 10. Сумма обязательств по договору - 330 000 руб. в том числе НДС 30 000 руб. (ставка 10%), на основании накладной от 21.11.04 г. № 52 (счет-фактура от 24.11.04 г. № 49); ПБОЮЛ Свиридов С.И. является кредитором, а ООО «Октябрь» является должником по договору от 9.09.04 г. № 18. Сумма обязательств по договору 141 600 руб. в том числе НДС 21 600 руб. (ставка 18%), на основании акта выполненных работ от 18.12.04 г. (счет-фактура от 18.12.04 г. № 34); стороны пришли к соглашению погасить взаимные требования путем зачета в сумме 141 600 руб.; задолженность ООО «Октябрь» перед ПБОЮЛ Свиридовым С.И. по договору от 9.09.04 г. № 18 по акту выполненных работ от 18.12.04 г. (счет-фактура от 18.12.04 г. № 34) погашена полностью в сумме 141 600 руб. в том числе НДС 21 600 руб. (ставка 18%); ПБОЮЛ Свиридов С.И. произвел частичные расчеты с ООО «Октябрь» по договору от 14.11.04 г. № 10 по накладной от 21.11.04 г. № 52 (счет-фактура от 24.11.04 г. № 49) в сумме 141 600 руб. в том числе НДС 12 873 руб. (ставка 10%); задолженность ПБОЮЛ Свиридова С.И. перед ООО «Октябрь» по договору от 14.11.04 г. № 10 по накладной от 21.11.04 г. № 52 (счет-фактура от 24.11.04 г. № 49) на дату подписания акта составляет 188 400 руб. в том числе НДС 17 127 руб. (ставка 10%); после подписания настоящего Акта зачета стороны не будут иметь претензий друг к другу по расчетам, вытекающим из положений настоящего акта. В дальнейшем ПБОЮЛ Свиридов С.И. перечислил 24.01.05 г. сумму 188 400 руб. в том числе НДС 17 127 руб. на расчетный счет ООО «Октябрь». Составлять какие-либо документы по закрытию расчетов по договору от 14.11.04 г. № 10 необязательно. В данном случае предприниматель получил выручку в день подписания акта - г. что позволит ему доход в сумме 141 600 руб. за минусом НДС 21 600 руб. учесть в 2005 г. для целей исчисления налога на доходы физических лиц. Обязанность по уплате НДС в бюджет возникает в январе 2005 г. в том случае, если предприниматель уведомил до 20-го числа месяца, следующего за соответствующим календарным годом, налоговые службы о выбранном способе определения момента налоговой базы по мере поступления денежных средств. В противном случае моментом определения налоговой базы по НДС считается дата отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов (п. 12 ст. 167 НК РФ) - 18.12.04 г. Исходя из требований налогового законодательства налогоплательщик при применении вычетов должен среди прочих условий подтвердить факт уплаты НДС поставщику товаров (услуг). Дата подписания Акта зачета взаимных требований является датой оплаты товара (услуг), а сам акт является документом, подтверждающим фактическую уплату налога. Соответственно указание суммы налога в акте является обязательным на основании п. 1 ст. 172 НК РФ. Предприниматель имеет право г. в книге покупок отразить сумму налога 17 127 руб. на основании частично оплаченного счета-фактуры от 24.11.04 г. № 49 и включить ее в вычеты по стр. 310 декларации за январь 2005 г. при представлении ее в налоговые органы. Для ООО «Октябрь» основания принятия к вычету НДС аналогичны. Рассмотрим, как отражаются хозяйственные операции в учете ООО «Октябрь» при применении в учетной политике для целей налогообложения момента определения налоговой базы по НДС по мере отгрузки и передачи покупателю расчетных документов (табл.1). Продолжение. Начало в Эпиграфе № 43 2. Двухсторонний взаимозачет Под двухсторонним взаимозачетом следует понимать операцию по погашению взаимной задолженности путем подписания Акта (соглашения) взаимозачета обоими участниками операции. Такой вид взаимозачета является достаточно распространенным в организациях и при его оформлении, как правило, допускается ряд погрешностей. Так, случаются ситуации, когда налог на добавленную стоимость отдельной строкой не выделяется, что не дает предприятию основания для его зачета в бюджет. Кроме того, зачастую, акты взаимозачетов содержат некорректную формулировку типа: составили настоящий Акт о том, что Предприятие А отпустило следующую продукцию, а Предприятие Б отпустило следующую продукцию. При этом отсутствует фраза о том, что задолженности погашаются. Таким образом, можно сделать вывод, что данные Акты составлены не на погашение взаимной задолженности, а просто как подтверждение факта отгрузки товара (работы, услуги). 3. Многосторонний взаимозачет Многосторонний взаимозачет, в отличие от первых двух видов, не является зачетом в чистом виде, поскольку ст. 410 ГК РФ предусматривает наличие встречного однородного требования. Многосторонний взаимозачет следует рассматривать как соглашение, в соответствии с которым происходит погашение круговой задолженности между тремя и более участниками. Круговая задолженность - это такие финансовые отношения по расчетам, сложившиеся между группой предприятий, при которых кредитор одного участника является дебитором другого, что, в свою очередь, по цепочке приводит к дебиторской задолженности последнего перед первым. В этом случае погашение долга происходит на основании договора, подписанного всеми участниками, в котором выражается согласие на погашение возникшей круговой задолженности. На практике, встречаются случаи, когда применяемые соглашения о проведении взаимозачетов между тремя и более участниками по существу являются соглашениями по возложению обязательств по оплате товаров (работ, услуг) на третье лицо. Рассмотрим следующий пример. Между тремя организациями заключен Акт взаимного погашения задолженности. В тексте данного Акта говорится, что: Предприятие А поставляет Предприятию Б пиломатериал на сумму 60.000 руб. Предприятие Б поставляет Предприятию В металлопрокат на сумму 60.000 руб. Предприятие В перечисляет Предприятию А сумму 60.000 руб. Данное соглашение никак не может быть признано соглашением о проведении взаимозачета потому, что Предприятие В и Предприятие А не связаны никакими имущественными обязательствами, и, следовательно, ни о каком погашении задолженности не может быть и речи. Здесь нет, так называемой круговой задолженности участников операции. Кроме того, отметим такие недостатки рассмотренного соглашения как: Во-первых, из текста соглашения следует, что обязательства по поставкам еще не возникли. Следовательно, возникает логичный вопрос - на погашение каких задолженностей составлено настоящее соглашение? Исходя из содержания текста соглашения можно сделать вывод, что оно составлено на погашение несуществующей задолженности (которая может возникнуть, а может и не возникнуть в будущем). Во-вторых, в тексте соглашения нигде не выделяется НДС отдельной строкой. Организациям трудно будет доказывать обоснованность зачета НДС в данном случае. В-третьих, является сомнительной формулировка: Предприятие В перечисляет Предприятию А сумму 60.000 руб. Возникает вопрос - за что, за кого и на каком основании происходит перечисление денежных средств третьему лицу? В целом, анализ данного соглашения позволяет сделать вывод о том, что это не что иное, как соглашение об исполнении обязательства в пользу третьего лица (без перемены лиц в обязательстве). Следует отметить, что это не противоречит действующему законодательству, так как ст. 312 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что обязательство должно быть исполнено кредитору или управомоченному им на это третьему лицу. В данном случае третье лицо не приобретает в отношении должника каких-либо прав требования, поскольку получает исполнение по прямому указанию кредитора. При этом отношения кредитора и третьего лица могут быть основаны на другом обязательстве или на иных основаниях. По рассмотренному выше случаю составления Акта взаимного погашения задолженностей, может быть использована следующая схема сделки. Допустим, Предприятие Б получило пиломатериал от Предприятия А на суму 60.000 руб. (НДС в т.ч.). Предприятие В получило металлопрокат от Предприятия Б на сумму 60.000 руб. (НДС в т.ч.). Мы видим, что в данной ситуации у Предприятия Б есть кредиторская задолженность перед Предприятием А на сумму 60.000 руб. и дебиторская задолженность Предприятия В на такую же сумму. Согласно обязательствам, вытекающим из хозяйственных договоров (после соответствующих поставок), заключенных между Предприятием Б и Предприятием А, а также Предприятием Б и Предприятием В, - Предприятие В должно перечислить деньги Предприятию Б, а предприятие Б должно перечислить ту же сумму Предприятию А. Но для ускорения взаиморасчетов Предприятие Б может дать поручение Предприятию В на перечисление денег непосредственно Предприятию А. Для этого Предприятие Б направляет своему дебитору - Предприятию В письмо приблизительно следующего содержания: В целях ускорения взаморасчетов просим Вас перечислить Предприятию А в счет погашения моей кредиторской задолженности перед Предприятием А, возникшей из исполнения обязательств по договору о поставке материалов от XX.XX.XX № XX, сумму 60.000 рублей, в т.ч. налог на добавленную стоимость - 10.000 рублей (накладная, счет-фактура), в счет погашения вашей дебиторской задолженности, возникшей из исполнения обязательств по договору на поставку продукции от ХХ.ХХ.ХХ № ХХХ (накладная, счет-фактура). Данное письмо обязательно должно содержать ссылки на договор, иначе организации придется дополнительно доказывать основания для перечисления денежных средств. Предприятие В, перечисляя деньги Предприятию А, должно в платежном поручении указать: по поручению Предприятия Б по письму от ХХ.ХХ.ХХ № ХХ и т.д. Автор рекомендует, независимо от вида взаимозачета, применять следующий порядок его оформления. При проведении взаимозачета можно выделить два самостоятельных этапа: выявление взаимной задолженности - составление акта сверки задолженности; погашение взаимной задолженности - подписание акта взаимозачета (направление письма в случае одностороннего взаимозачета, подписание соглашения о зачете задолженности при многостороннем взаимозачете). Первый этап не является обязательным и носит вспомогательный характер. Акт сверки задолженности (расчетов и т.д.) является вспомогательным документом бухгалтерского учета, в котором отражается состояние по расчетам между организациями. Другими словами, в акте сверки организации лишь констатируют образовавшуюся задолженность. В акте взаимозачета, в отличие от акта сверки, стороны указывают, какая сумма задолженности считается погашенной. Акт сверки позволяет определить точный размер задолженности. По результатам сверки расчетов проводится взаимозачет. Если сумма задолженности будет определена неверно (по причине несоставления акта сверки), то неправильно будет проведен и взаимозачет, а это уже, в свою очередь может привести к неблагоприятным гражданско-правовым и налоговым последствиям. Например, взаимная задолженность была проведена в акте взаимозачета в большей, чем в действительности, сумме. При выявлении данного несоответствия к предприятию могут быть применены штрафные санкции по договору за просрочку платежа исходя из неправильно определенной суммы. Если взаимная задолженность была определена в меньшей, чем положено, сумме, то при определенных условиях это может привести к применению налоговых санкций за занижение объемов реализации. Второй этап проведения взаимозачета является основным. Завершается данный этап направлением письма-уведомления при одностороннем взаимозачете или подписанием соглашения (акта) о взаимозачете при двухстороннем и многостороннем взаимозачете. При составлении акта взаимозачета организация должна учитывать все формальные требования по его составлению: акт взаимозачета подписывается руководителем организации либо иным уполномочен-ным лицом; в акте взаимозачета в обязательном порядке должна быть указана дата его проведения; фиксируются основания возникновения, подлежащих зачету долгов (по договору, соглашению и т.д.); указывается сумма, подлежащая зачету. В случае, если суммы долга сторон различны, то зачет проводится в размере меньшей из сумм; при наличии в сумме долга (в том числе) налога на добавленную стоимость отдельной строкой указывается сумма НДС (делаются ссылки на соответствующие счета-фактуры); в обязательном порядке делается соответствующая запись о том, что указанные суммы взаимной задолженности считаются погашенными. На практике, все проблемы по взаимозачетным операциям сводятся, как правило, к возможности возмещения сумм налога на добавленную стоимость по данным сделкам. В связи с чем, следует уделять этому вопросу первостепенное значение при проведении зачетных операций. А.А. Языков Аудитор ООО Новосибирское аудиторское товарищество › Закон и Право › Взаимозачёт. Основные нормы. Взаимозачёт. Основные нормы.Взаимозачёт. Основные нормы, регулирующие проведение взаимозачета, находятся в статье 410 «Прекращение обязательства зачетом»и статье 411 «Случаи недопустимости зачета»ГК РФ. Практика судебных решений по взаимозачетам обобщена в Информационном письме Президиума Высшего арбитражного суда РФ от г. N 65 «Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований». Для того, чтобы зачет состоялся, необходимо соблюдение определенных условий, выдвигаемых в отношении таких сделок гражданским законодательством: Взаимозачёт. Основные нормы взаимозачета. Круговой взаимозачет.1. Требования сторон должны быть встречными. Встречность требований означает, что обязательства сторон взаимные, т.е. состав их сторон совпадает, и стороны одновременно участвуют в двух обязательствах. При этом лицо, являющееся в одном обязательстве должником, в другом является кредитором. Погашение задолженности происходит по схеме: «Ты должен мне, а я должен тебе». Если во взаимозачете участвуют несколько организаций, схема слегка видоизменяется: «Ты должен мне, я должен ему, а он должен тебе». Неизменным остается лишь основной принцип взаимозачетных операций: существует встречная или круговая взаимная задолженность, которая гасится круговым взаимозачетом. Стороны, проводящие зачет, не вправе погасить требование, которое предъявлено одному из участников зачетной операции извне, то есть другой организацией, не участвующей в данной сделке по зачету требований. 2. Требования должны быть действительными и не оспариваться сторонами. Это значит, что стороны зачета должны обладать теми требованиями, в отношении которых зачет производится. Например, если кредитор переуступил право требования долга третьему лицу, то произвести зачет с должником после этого он не вправе, так как больше не является кредитором должника. Бесспорность означает, что на момент заявления о зачете указанные требования никем из сторон не оспариваются. Если по одному из требований, предъявляемых к зачету, имеется спор, то зачет не производится. 3. Встречные требования должны быть однородными по своему содержанию. Однородными признаются требования с одним предметом обязательства, возникающие из схожих правоотношений. Под предметом любого договора понимается вещь, работа или услуга, либо совершение определенных действий, которые в силу договора должник должен передать, выполнить, оказать или совершить в адрес кредитора. Другими словами, требования должны иметь один и тот же предмет. Пример однородности требований: стороны обязаны перечислить друг другу денежные средства за поставленные товары одной стороной и выполненные работы другой стороной. В этом случае у сторон имеются схожие обязательства по оплате поставленных товаров и выполненных работ. Предмет обязательств сторон также одинаков —это денежные средства. Пример неоднородности требований: одна сторона имеет задолженность по оплате приобретенных по договору купли-продажи товаров. Вторая сторона по договору подряда должна выполнить работы для первой. Такие обязательства будут встречными, но не однородными, поскольку по одному договору возникли денежные требования, а по другому —обязательства по выполнению работ. Следовательно, погасить взаимные требования зачетом в данном случае нельзя. Материалы арбитражной практики подтверждают, что не могут быть однородными требования о перечислении авансового платежа за имущество по одному договору и о взыскании пени за недопоставку продукции по другому (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.09.96 г. N 779/96). Здесь следует коснуться проблемы взаимозачета обязательств, выраженных в разных валютах. Например, по одному договору обязательство выражено в рублях, а по другому —в долларах США. Эксперты выражают различные мнения о возможности осуществления такого зачета, поскольку неоднородность в данном случае возникает не по виду, а по валюте обязательств. Чтобы снять все вопросы по такому взаимозачету, можно составить дополнительное соглашение между партнерами об изменении валюты обязательств, после чего осуществить зачет взаимных требований. 4. Стороны вправе произвести взаимный зачет лишь тех обязательств, срок выполнения которых уже наступил. Зачесть можно лишь обязательство, которое не было выполнено в срок и превратилось в задолженность. В соответствии с законодательством если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, то обязательство подлежит исполнению в этот день или в любой момент в пределах данного периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ). Таким образом, можно предъявить к зачету встречное требование только после наступления срока исполнения обязательства, но не ранее. Срок исполнения обязательств, как правило, указан в договоре. Погашены могут быть требования: 1) срок исполнения которых наступил; 2) срок исполнения которых не был указан (в этом случае обязательство исполняется в разумный срок согласно п. 2 ст. 314 ГК РФ); 3) срок исполнения которых определен моментом востребования. Кроме того, нельзя зачесть обязательство по договору, исполнение которого не было начато ни одной из сторон. В этом случае обязательства сторон остаются исключительно на бумаге и в задолженность не переходят. Зачесть можно только взаимные долги. Например, поставщик, имея перед предприятием долг по одному контракту, поставил этому предприятию товар по другому контракту, но срок оплаты за товар для этого предприятия еще не наступил, одностороннее заявление поставщика о прекращении обязательства взаимозачетом не имеет силы. Ведь срок оплаты за товар для предприятия еще не наступил, и по задолженности перед предприятием по первому контракту оно может начислять, к примеру, проценты контрагенту до того момента, когда предприятие должно расплатиться за товар по второму контракту. ГК РФ допускает как полное, так и частичное погашение взаимных требований при проведении зачета. Это значит, что величина обязательств сторон может быть различной. В подобной ситуации зачет следует проводить на сумму наименьшей задолженности. У стороны, чья задолженность окажется больше, останется часть обязательства, не погашенная зачетом. В настоящее время действующие нормативные документы предполагают некоторую свободу в организации бухгалтерского учета на предприятии. Это позволяет предприятию формировать бухгалтерскую информацию с учетом специфики своей деятельности, делая ее более достоверной. Порядок формирования этой информации регламентируется приказом по учетной политике организации, в котором подлежит раскрытию оценка дебиторской задолженности покупателей и оценка кредиторской задолженности. При зачете встречного денежного требования следует учитывать положения ст. 319 ГК РФ. Получив уведомление о зачете части требований, нужно помнить правила исполнения денежных обязательств. Если иное не предусмотрено договором, при недостаточности встречного денежного требования для полного прекращения обязательства зачетом в первую очередь должны погашаться издержки кредитора по получению исполнения, затем —проценты, а в оставшейся части —основная сумма долга. Это важно учитывать, если имеется основная сумма долга, проценты и штраф за просрочку исполнения. 5. Зачитываемые требования не должны относиться к тем требованиям, зачет по которым недопустим. Обязательства, которые нельзя принять в зачет взаимных требований, перечислены в ст. 411 ГК РФ. Это задолженность, по которой истек срок исковой давности (три года с момента ее возникновения), требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, обязательства по алиментам и пожизненному содержанию. Кроме того, запрет на погашение того или иного обязательства зачетом может быть предусмотрен договором либо законом. Например, п. 2 ст. 90 ГК РФ предусматривает недопустимость зачета требований к обществу с ограниченной ответственностью при обязанности внесения вклада в уставный капитал. Такое же ограничение предусмотрено и для акционерных обществ при оплате акций (п. 2 ст. 99 ГК РФ). В остальных случаях стороны вправе проводить взаимозачет, опираясь на положения ст. 410 ГК РФ. Взаимозачетные операции подразделяются по числу участников на двусторонние и многосторонние . Двусторонние взаимозачеты могут проводиться между двумя сторонами по соглашению обеих сторон либо по заявлению одной из них. Последний иногда называют односторонним взаимозачетом. Многосторонний зачет не является взаимозачетом в чистом виде, поскольку ст. 410 ГК РФ требует наличие встречного однородного требования. Поэтому налоговые органы часто высказывают мнение о незаконности многостороннего зачета и отказываются считать НДС оплаченным в такой сделке. Многосторонний зачет следует рассматривать как договор, в соответствии с которым происходит погашение «круговой задолженности»между тремя и более участниками. Эта операция строится по схеме: «Круговая задолженность —круговой взаимозачет «. Круговая задолженность —это отношения между группой организаций, в которых кредитор одного участника является дебитором другого участника, что, в свою очередь, по цепочке приводит к дебиторской задолженности последнего участника перед первым. Многосторонний зачет происходит на основании договора, подписываемого всеми участниками, где отражается согласие на погашение возникшей круговой задолженности. При многостороннем зачете очень важно соблюсти все процедурные вопросы. Необходимо определить: все ли лица, участвующие в зачетной схеме, связаны между собой договорными отношениями, т.е. являются по отношению друг к другу должниками и кредиторами;в отношении какой стороны существует право требования другой стороны, которое погашается зачетом. Поскольку название документа «Акт взаимозачета»не совсем точно отражает характер проводимой на его основе операции, то желательнее использовать более нейтральное название, например, «Соглашение о погашении задолженности»или «Договор о погашении задолженности»(иными словами, из названия исключается слово «взаимозачет»). Что касается правомерности такого договора, то, как известно, п. 2 ст. 421 ГК РФ предусматривает «свободу договора», то есть стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Поэтому договор о погашении круговой задолженности (даже если этот договор имеет неправильное название «Акт взаимозачета») является законным. Он заключен сторонами, исходя из их интересов, и законодательством не предусмотрен запрет на его проведение. О том, что заключение подобных договоров не является нарушением законодательства, сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от года по делу N 7222/99. Еще один вид зачета требований —в судебном порядке путем предъявления встречного иска. В ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса РФ от г. N 95-ФЗ сказано, что ответчик до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском. Встречный иск принимается арбитражным судом в случае, если: 1) встречное требование направлено к зачету первоначального требования; 2) удовлетворение встречного иска исключает полностью или частично удовлетворение первоначального иска; 3) между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела. Зачет не может быть осуществлен в суде, если ответчик выдвинет возражения против иска, ведь тогда требование бесспорности будет нарушено. Если суд признает встречное исковое требование ответчика обоснованным, удовлетворяющим материально-правовым условиям осуществления зачета, установленным законом, он произведет его зачет с первоначальным исковым требованием. Согласно АПК РФ, при полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается сумма, подлежащая взысканию в результате зачета (п. 5 ст. 170 АПК РФ). Стороны, проводящие зачет взаимных требований, должны правильно составлять документы по данной операции. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными и на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от г. N 34н [7]). Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа (формы), код формы; 2) дату составления; 3) наименование организации, от имени которой составлен документ; 4) содержание хозяйственной операции; 5) измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); 6) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их личные подписи с расшифровками. Перечень обязательных реквизитов документа перечислен в ст. 9 Федерального закона от 21.11. 96 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Основанием для взаимозачета является взаимная задолженность. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности установлено, что организации должны вести аналитический учет по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»в разрезе каждого предъявленного счета, а при расчетах в порядке плановых платежей —по каждому поставщику, подрядчику, покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по расчетным документам в разрезе сроков наступления их оплаты. Для принятия к бухгалтерскому учету операций по зачету взаимных обязательств между юридическими лицами необходимо наличие следующих документов: 1) основных договоров между сторонами взаимозачета обязательств; 2) актов выполненных работ с окончательной суммой платежа по каждому из договоров, накладных на отгрузку и оприходование продукции (товаров) и других документов, подтверждающих факты выполнения обязательств по договорам; 3) акты сверок сумм начисленных кредиторских и дебиторских задолженностей у сторон; 4) документа, подтверждающего согласие сторон на зачет взаимных обязательств. Последний документ согласно Гражданскому кодексу должен быть оформлен в виде заявления или дополнительного соглашения о зачете взаимных обязательств, то есть носить односторонний или двухсторонний характер. Заявление или соглашение должны быть оформлены в письменном виде. Форма документа —произвольная. Датой проведения зачета считается день подписания сторонами официального документа об осуществлении зачета. Данные первичных документов после их проверки (по форме и по содержанию) и принятия к учету группируют и записывают в определенном порядке. Документы, в которых осуществляется этот этап учетной работы, называются учетными регистрами. Учетные регистры представляют собой таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках формирования, и служат для отражения хозяйственных операций на бухгалтерских счетах. Ведомости являются регистрами бухгалтерского учета. Они открываются, как правило, на месяц для ведения и обобщения однородной учетной информации. Ведомости предназначены для аналитического и синтетического учета и выполняют роль комбинированных регистров. После заполнения оборотных ведомостей по счетам заполняют бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчетности. Формами бухгалтерской отчетности, в которых отражается информация по учету расчетов ненадежными средствами, являются: «Бухгалтерский баланс (форма N 1)»и «Отчет о прибылях и убытках (форма N 2)». Книга покупок и книга продаж являются регистрами налогового учета. Покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг). При частичной оплате принятых на учет товаров (выполненных работ, оказанных услуг) регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на каждую сумму, перечисленную продавцу в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) и пометкой у каждой суммы «частичная оплата». Продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению), составляемых продавцом при совершении операций, признаваемых объектами, которые облагаются налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Счета-фактуры, выданные продавцами при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, подлежат регистрации в книге продаж. Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. В случае частичной оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) при принятии учетной политики для целей налогообложения по мере поступления денежных средств регистрация продавцом счета-фактуры в книге продаж производится на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры по этим отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) и пометкой по каждой сумме «частичная оплата». Книга покупок и книга продаж должны быть прошнурованы, а их страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги покупок и книги продаж осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом. Книга покупок хранится у покупателя, а книга продаж хранится у поставщика в течение полных 5 лет с даты последней записи. Допускается ведение книги покупок и книги продаж в электронном виде. В этом случае по истечении налогового периода, но не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, книга покупок и книга продаж распечатываются, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью. Не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Так же покупатели ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, в котором они хранятся, а продавцы ведут журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры. Покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов, а продавцы ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке. Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур должны быть прошнурованы, а их страницы пронумерованы. В организации должна регулярно проводиться инвентаризация расчетов. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель. Как правило, перед началом инвентаризации составляют акты сверки расчетов с другими организациями. Это является самостоятельным этапом —этап выявления взаимной задолженности и составления акта ее сверки. Его лучше составить для того, чтобы записи в бухгалтерском учете участников в дальнейшем были идентичны, разногласия отсутствовали. Специального бланка для акта сверки расчетов нет, поэтому его составляют в произвольной форме. Акт составляют по каждому дебитору и кредитору в 2 экземплярах: —первый экземпляр остается в бухгалтерии; —второй экземпляр направляют в организацию, с которой производилась сверка. Акт хранят в архиве организации 5 лет. Поскольку акт сверки —это бухгалтерский документ, а ответственными за ведение бухгалтерского учета являются руководитель предприятия и главный бухгалтер, они и должны подписывать его. Вместе с тем, суд принимает в качестве доказательств и акты сверки, подписанные только главными бухгалтерами сторон. Следующим этапом процедуры будет погашение взаимной задолженности —подписание акта взаимозачета, направление письма в случае одностороннего взаимозачета, подписание договора при многостороннем взаимозачете. Так на основании акта сверки расчетов может быть подготовлено заявление о зачете взаимных требований. Это делают, если у организации есть как дебиторская, так и кредиторская задолженность перед одним и тем же предприятием (например, когда поставщик одновременно является и покупателем товаров вашей организации). Заявление составляют в 2 экземплярах: —первый экземпляр передают в бухгалтерию; —второй —предприятию, с которым производится взаимозачет. Заявление хранят в архиве организации 5 лет. Результаты инвентаризации отражают в акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и другими дебиторами (кредиторами) (форма N ИНВ-17) и специальной справке (приложение к форме N ИНВ-17). Форма № ИНВ-17 утверждена постановлением Госкомстата России от г. N 88. Акт составляют в 2 экземплярах: —первый экземпляр передают в бухгалтерию; —второй экземпляр остается у инвентаризационной комиссии. Инвентаризация проводится комиссией на основании первичных бухгалтерских документов, а также актов сверки расчетов между организацией и другими предприятиями. Комиссия должна определить сроки возникновения дебиторской и кредиторской задолженности и возможность ее погашения. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. В акте указывают: —счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность; —суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами); —суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности. Срок исковой давности составляет 3 года с момента возникновения задолженности. Если при инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то она по приказу руководителя списывается с баланса организации. Для этого бухгалтер должен сделать проводки: Дебет 91-2 «Прочие расходы»—Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»—списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности; Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам»—Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»- списана дебиторская задолженность, по которой ранее был создан резерв по сомнительным долгам; Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»—Кредит 91-1 «Прочие доходы»—списана кредиторская задолженность. Акт хранится в архиве организации 5 лет. В течение этого времени списанная задолженность должна числиться за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». К акту инвентаризации прикладывают справку, составленную на типовом бланке. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от г. N 88. В справке указывают: 1) реквизиты каждого дебитора или кредитора организации; 2) причину и дату возникновения задолженности; 3) сумму задолженности. Справку составляют в одном экземпляре и хранят в архиве организации 5 лет. Для целей учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС) необходимо выполнение требования о выделении отдельной строкой суммы налога в первичных документах, оформляемых при проведении взаимозачетных операций (заявлении о проведении взаимозачета, акте сверки расчетов, акте зачета взаимных требований). Только в этом случае покупатель сможет предъявить уплаченный поставщику НДС к вычету из бюджета. Данное требование содержится в статье 172 НК РФ [2[. В бухгалтерском учете операция по зачету отражается одинаковой у обеих сторон бухгалтерской записью: Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»—К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»—зачтены взаимные требования. Таким образом, по мнению Е.В. Орловой, взаимозачетная операция является односторонней сделкой и может быть совершена любой из сторон с соответствующим уведомлением другой стороны при условии отсутствия разногласий по предмету взаимозачета. По мнению Н.Н. Шишкоедовой, доцента кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»Курганского социально-экономического института, достоинства взаимозачета заключаются в следующем: 1) фирмы избавляются от повышенного внимания со стороны налоговиков: Налоговый кодекс не позволяет им контролировать цены сделок с последующим зачетом взаимных долгов; 2) значительно снижается вероятность ошибки при расчете налогов, поскольку в отличие от бартера налогообложение и бухгалтерский учет сделок с взаимозачетом достаточно просты; 3) при зачетной схеме не возникает расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом и не образуется постоянных налоговых активов и обязательств, что значительно упрощает работу бухгалтера; 4) при взаимозачете покупатель может полностью принять к вычету «входной»НДС. На основании вышеизложенного сделан вывод: взаимозачет является выгодным видом неденежных средств расчетов. Всего Вам доброго! Чтобы быть в курсе последних новостей блога. узнать больше советов, необходимо подписаться на обновление блога. Вы будите получать самые интересные статьи. документы и советы на свою почту. Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Подписчики блога получают видео уроки бесплатно . Входящие термины поиска: Источники: http://www.budgetnik.ru/qa/1006044, http://www.assessor.ru/forum/index.php?t=536, http://epigraph.info/index.php?catid=64&id=15306:vzaimozachet-poryadok-ego-provedeniya-i-pravilnost-oformleniya-v-tselyah-nalogooblojeniya&Itemid=104&option=com_content&view=article, http://raa.su/vzaimozachyot.html
|