Главная » Статьи » Погашение |
Установи приложение, чтобы увидеть ответы! Бесплатно!Во первых- развивать промышленность! (а не газопотоки) -конечно,того былого времени,что было при СССР не вернуть (страна была передовой в электронике,сельском хозяйстве, вооружений для армии и т.д) но всеравно у России ещё есть потенциал, который остался с былых времён. Так же нужно РАЦИОНАЛЬНО использовать бюджет страны и делать только всё самое необходимое. Желательно развивать торгово-экономические отношения стран СНГ для более продуктивных решений накопившихся проблем. Нужно выйти на новый экономический уровень в стране. Россию нужно "поднять с колен". Сегодня же мы зависим от нефти и газа, и если например,американская биржа сыграет на рынках,и нефть с газом упадёт в цене, мы будем в. (в общем Вы поняли) и напоследок напишу, что я учусь в 8 классе в простой московской школы и я не блещу знаниями как и мои сверстники. У меня прозьба- если так не трудно,напиши это всё в своей работе. Заранее благодарю! Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях снижения государственных доходов государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит. Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг – это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течении данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа. В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний. Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Обслуживание государственного внутреннего долга возложено на Центральный банк РФ. Ведущими методами финансирования государственного долга являются денежно- кредитная эмиссия и выпуск государственных займов. Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные отличия: Внешний долг – это совокупный объем финансовых средств, взятый в долг у кредитно-финансовых организаций других стран. Внутренний долг – финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Рассмотрим некоторые инструменты погашения государственного долга: 1. Рефинансирование – это выпуск новых займов, принятие новых долговых обязательств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств; 2. Конверсия – превращение долговых обязательств в новые обязательства, изменение размера доходной части принятых обязательств; 3. Консолидация – это изменение сроков действия ранее выпущенных долговых обязательств; 4. Унификация – это замена двух и более ранее выпущенных государственных и муниципальных займов на один новый. 5. Аннулирование – это отказ от принятых долговых обязательств в части либо полностью. 6. Реструктуризацией долга – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. 1. Понятие государственного долга 6 3. Внешний государственный долг 19 3.1. Механизмы сокращения внешней задолженности 22 4. Пути сокращения государственного долга 27 Заключение 30 Актуальность темы настоящего курсового исследования обусловлена тем, что Республика Беларусь, на современном этапе своего развития находится в процессе экономического становления. В связи с этим необходимо уделять особое внимание бюджетной системе государства, а также вопросам внешнего и внутреннего государственного долга, что в свою очередь позволит обеспечить эффективное функционирование экономики государства. Надежная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому ее изучение, является одной из первостепенных задач стоящих перед современной экономической наукой. Необходимо отметить, что бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы государства превосходят доходы за отчетный год, государство сталкивается с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственной долга могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путем: налогов, дополнительной эмиссией денег или выпуском и реализации государственных обязательств. Система государственного долга позволяет государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Она является важным инструментом макроэкономического регулирования, управляя своей задолженностью, влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее – на экономику в целом. Западные экономисты склонны к мнению, что умеренный внутренний долг – явление обычное, не имеющее тяжелых социально–экономических последствий. Они считают, что большой государственный долг не приведет к банкротству национальной экономики, так как всегда имеются источники его финансирования. К ним относят продажу новых облигаций и использование выручки для выплаты держателям погашенных облигаций, дополнительное налогообложение. Наконец, правительство может увеличить денежную массу в обращении и тем самым оплатить сумму долга с процентами. Однако рост государственного долга вызывает и отрицательные тенденции. Рост процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как их получают наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительное налогообложение негативно сказывается на деловой активности субъектов хозяйствования. Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции. Однако нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта либо недвижимостью. Государственный внешний долг не несет в себе явных угроз экономике. При сопоставимых размерах внутреннего и внешнего государственного долга обслуживание внутренних государственных заимствований обходится бюджету в три раза дороже иностранных кредитов. В сфере государственного долга заслуживают внимания такие явления, как просроченная задолженность по иностранным кредитам, гарантированным Правительством, или состояние расчетов за потребленные энергоресурсы и платежеспособность предприятий электроэнергетики. Объектом настоящего исследования является система общественных отношений в области дефицита бюджета и государственного долга. Предметом исследования является внешний и внутренний государственный долг, причины их образования и возможные пути сокращения. Цель курсовой работы заключается в анализе внешнего и внутреннего государственного долга, как важнейшего элемента финансовой системы государства. Цель работы потребовала решения следующих задач:
В рамках решения вышеперечисленных задач были использованы следующие материалы: Бюджетный Кодекс Республики Беларусь, учебные пособия по государственному долгу, материалы периодической печати, информация с сайта Министерства финансов Республики Беларусь. Экономическая сущность государственного долга анализируется в работах следующих современных ученых-экономистов: В.А. Галанова, Д.Л. Головачева, А. Вавилова, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, Б.А. Хейфеца. Кроме того, необходимо отметить, что вопросами государственного долга занимались и классики современной экономической науки - СЛ. Брю, А. Вагнер, Д. Кейнс, К.Л. Макконелл, Д. Риккардо, А. Смит, М. Фридмен и другие. Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, метод системного анализа, конкретно-исторический, статистический, описательные методы, а также логический подход к исследованию материала. В настоящем исследовании используются экономические и специально-юридические категории. Структура курсовой работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, четырех глав с параграфами, заключения и списка использованных источников. С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов – неналоговых платежей. С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга. Особенность государственного долга как финансового явления состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом. Частный ссудный капитал используется для кредитования хозяйствующих субъектов в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Банковское кредитование отражает производительное в основном использование ссудного капитала (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и уплаты процентов за счет увеличения производимой добавленной стоимости 1 . Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования. Принцип возвратности подразумевает возврат выданных взаймы денежных средств. Принцип срочности означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться. Принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент. Таким образом, государственный долг является суммой задолженности государства по непогашенным займам, обязательствам и процентам по ним. Государственный долг не следует рассматривать как отрицательное явление, он изучается в тесной связи с государственным бюджетом. Государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов 2 . В Республике Беларусь внешний и внутренний долг составляют займы в форме кредитов Национального банка Республики Беларусь, ценные бумаги (ценные бумаги Правительства), другие долговые обязательства и долг, гарантированный центральным правительством. Основополагающими документами в отношении методологии определения и исчисления государственного долга Республики Беларусь являются:
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. 3 Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов 4 . Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является непроизводственным сектором, который в основном потребляет, правительство изыскивает средства для его финансирования. Наиболее полную величину государственного долга отражает общегосударственный долг, который включает задолженность центрального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг – это долг государства своему населению, предприятиям и организациям. Государственные займы выступают в форме долговых обязательств, которые могут носить краткосрочный (до года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер и должны быть погашены в установленные сроки 5 . Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования. Вместе с тем нельзя недооценить негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. 1.2. Государственный долг и эффективность денежно–кредитной политикиСледует напомнить, что денежно–кредитная политика предполагает повышение нормы процента и ужесточение условий получения кредита, когда совокупный спрос угрожает стать инфляционным. Но при большом объеме облигаций в руках банков и населения государственные власти всегда весьма склонны к облегчению кредита с целью удержания процента по долгу на низком уровне. Если курс государственных облигаций не может понижаться, то и норма процента не может быть повышена, а населения и банки всегда могут превратить свои облигации в наличные деньги, необходимые им для расходов на потребление и инвестиции. Поэтому наличие большого долга затрудняет использование денежно-кредитной политики для контроля за экономическим циклом и возлагает тем самым еще большее бремя на фискальную политику. Таким образом, большой долг снижает эффективность денежно–кредитной политики. В то же время многие эксперты полагают, что существование широкого рынка государственных ценных бумаг делает возможными большие операции стабилизирующего типа на открытом рынке, что усиливает эффективность денежно–кредитной политики. Управление государственным долгам посредством мероприятий казначейства и политики операций на открытом рынке с облигациями различной срочности может повысить стабильность экономической системы, но при условии, если все эти мероприятия проводятся правильно 6 . При внутренне долге, когда налоги используется для выплаты процентов по государственному долгу, то деньги переходят от одного субъекта национальной экономики к другому. При этом нет прямого бремени, подобно тому, какое имеет место при внешнем долге. Но было бы ошибочным делать поспешное заключение, об отсутствии бремени. В данном случае, присутствует косвенное бремя экономических нарушений, которое может быть очень значительным. Однако, несмотря на то, что деньги просто переходят от одного субъекта национальной экономики к другому, нельзя гарантировать добросовестность того или иного субъекта или говорить об эффективности его деятельности. Современный национальный долг находится в руках очень широких слоев населения, так что почти каждое лицо владеет некоторой его долей либо в форме прямых вложений, либо в форме банковских вкладов и страховых полисов. Тем не менее, статистические данные свидетельствуют о том, что те лица, которые получают проценты по облигациям, в среднем не относятся к низким группам получателей дохода. Поэтому критики заявляют, что процент по государственному долгу является отрицательным элементом в фискальной системе. Также, при современном государственном долге передача от одного класса получателей дохода к другому, возможно, не является наиболее важным косвенном бременем. Обложение налогом дохода населения может побудить его работать слишком мало или, во многих случаях, наоборот, слишком напряженно, чтобы сохранить прежний уровень жизни. Может быть, еще более важно то, что высокий налог на доходы корпорации и личный доход часто может оказывать неблагоприятное влияние на готовность людей вкладывать свой капитал в новые рискованные предприятия. В результате происходит замедление технического прогресса и сокращение занятости. 1.3. Методические подходы к разработке стратегии управления государственным долгомПри анализе бремени задолженности в практике международных сопоставлений чаще всего используется следующие показатели:
Проценты, начисляемые по долгу коммерческим кредиторам, не подлежат полному переоформлению. Поэтому норма процентных платежей (отношение их к экспорту товаров и услуг) лучше отражает различия в бремени обслуживания внешней задолженности во времени и в страновом разрезе. Более стабильным показателем долгового бремени является отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг 7 . В блоке платежного баланса целесообразно использовать также такой показатель, как устойчивость платежного баланса. Критериями устойчивости платежного баланса могут быть следующие:
Относительно компаративных международных сравнений интерес представляет не только количественная, но и качественная сторона анализа. Введение в анализ фискального блока, который показывает степень распределения внешнего долга и затрат по его обслуживанию в стране между правительством и неправительственным сектором, позволяет углубить знание проблемы 8 . Если взять в качестве критерия классификации удельный вес займов государства и под государственные гарантии в общей сумме займов, то можно выделить три группы заимствований по типу дебитора. Первая группа – этатистская. В ней доля долговых обязательств государства и обязательств под гарантии правительства находится в диапазоне 90-100%. В группе стран с либеральной моделью заимствований доля долга государства и хозяйственных агентов под гарантии государства находится в пределах 40-70%. Промежуточное положение занимает смешанная группа стран-должников с долей задолженности государства и под его гарантии от 70 до 90%. Всемирный банк выделяет лишь группу наиболее крупных стран – должников, где главным дебиторам является государство 9 . Таким образом, модели организации займов по типу дебитора можно обозначить как этатистскую (главным заемщиком и гарантом является государство, средства поступают и распределяются через систему государственных финансов, что предполагает государственные инвестиционные программы), либеральную (значительная часть займов приходится на частный сектор) и смешанную, или промежуточную. 10 Типичные представители этатистской модели организации займов – Китай, Египет, Бангладеш, Индия, Индонезия, а также бывшие соц. страны Центральной и Восточной Европы. Типичные представители либеральной модели – Чили, Южная Корея. Промежуточное положение занимают Югославия, Турция, Мексика, Бразилия, Аргентина и др. Международные финансовые организации отдают предпочтение не этатистской модели и ограничивают этатисткую модель. Так, в частности, согласно мандату Европейского банка реконструкции и развития, на долю госсектора может приходится до 40% проектов, финансируемых банком. Внутренний государственный долг – это сумма накопленных правительственных займов, зафиксированная в стоимости государственных ценных бумаг, находящихся преимущественно в собственности граждан, фирм и учреждений собственной страны, которые получают по ним доход в виде процента 11 . Рост внутреннего долга особенно опасен для стран с низким уровнем дохода, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению капитала. Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темп роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обеспечивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции. Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это мажет привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну 12 . В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению расходов путем секвестирования. Секвистирование – равномерное уменьшение расходов и ассигнований по статьям государственного бюджета. Что касается государственного внутреннего долга Республики Беларусь, то он сопоставим по своим размерам с внешним долгом Республики Беларусь. Однако обслуживание внутреннего долга, почти в три раза превышает обслуживание внешнего долга. Ресурсы, получаемые правительством на внутреннем рынке, оказываются дороже иностранных кредитов. Например, регулярные заимствования под векселя Министерства финансов у Беларусбанка для своевременности расчетов по государственному долгу, стоят 10 % годовых (в сравнении с российскими кредитами это в пять раз дороже). Кроме того, широко не афишируемое привлечение внутренних ресурсов для выполнения платежей по внешнему долгу называется переводом долга внешнего в долг внутренний. Еще одна существенная черта внутренних заимствований заключается в том, что они, как правило, краткосрочны. А если окупаемость этих заимствований отсутствует, то в перспективе это чревато построением долговой пирамиды. Теоретически пирамида уже должна была быть построена. Если исходить из определения государственного долга как суммы накопленных дефицитов госбюджета за предшествующие периоды, то величина долга была бы на порядок выше. Однако в отношении Беларуси это правило не работает. Ввиду впечатляющих темпов инфляции потребность в заемных средствах нивелировалась инфляционным финансированием. Последствия инфляции общеизвестны, а в плане доступа к международным финансовым рынкам республика оказалась на их периферии ввиду отсутствия необходимой кредитной истории. Эти рынки также закрыты для нас и по причине отсутствия опыта эмиссии и размещения еврооблигаций — основного на сегодняшний день финансового инструмента, которым пользуются правительства многих стран при необходимости оперативного привлечения иностранных денежных ресурсов. Наведение относительного порядка во внутренних расчетах (оплата потребителями за газ составила в минувшем году 103,2 %, а за электроэнергию — 93,8 %) обернулось резким падением рентабельности предприятий электроэнергетики. Количество убыточных предприятий электроэнергетики в январе 2009 г. составило 23,5 %, а общая рентабельность отрасли стала отрицательной – 0,7 % 13. Примечательно, что на долю электроэнергетики приходится более половины всей просроченной кредиторской задолженности по промышленности страны. Просроченная дебиторская задолженность также велика — на г. она составила 63 % от всей задолженности промышленных предприятий. Таблица № 1. Просроченная задолженность предприятий электроэнергетики (млрд. рублей) Государственный долг и его погашениеЗадолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Государственный долг является суммой задолженности государства по непогашенным займам, обязательствам и процентам по ним. Государственный долг не следует рассматривать как отрицательное явление, он изучается в тесной связи с государственным бюджетом. Государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов. [5, с.73] В отношении Беларуси, долг центрального правительства представляет собой совокупность долговых обязательств, возникших в результате государственных заимствований Республикой Беларусь как заемщиком, эмитентом ценной бумаги или гарантом. Внешний и внутренний долг Республики Беларусь составляют займы в форме кредитов Национального банка Республики Беларусь, ценные бумаги (ценные бумаги Правительства), другие долговые обязательства и долг, гарантированный центральным правительством. [10] Основополагающими документами в отношении методологии определения и исчисления государственного долга Республики Беларусь являются: Закон Республики Беларусь от года №2328-XII «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь»; Закон Республики Беларусь от года №170-З «О внешнем государственном долге Республики Беларусь»; Закон о бюджете на очередной финансовый год. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. [9, с.343-345] Рассмотрим показатели и динамику погашения государственного долга Республики Беларусь. Внешний государственный долг Республики Беларусь за июнь 2005 года сократился на 3,8% и составил на ,2 млрд. рублей (около 324 млн. долларов США) при утвержденном лимите 2 млрд. долларов. При этом задолженность, гарантированная правительством, составляет 511,5 млрд. рублей, или 38,1% всего внешнего долга. Долг центрального правительства равен 829,7 млрд. рублей, или 61,9%, причем вся задолженность сформирована долгосрочными займами, отметили в Минфине. Данные показатели за июнь сократились соответственно на 5,6% и 2,7%. [11] В 2005 году Беларусь планирует привлечь более 350 млн. долларов внешних заимствований для финансирования дефицита бюджета. По данным Минфина, внутренний государственный долг за июнь 2005 года увеличился на 2,7% и составил на начало июля 3009 млрд. рублей. В том числе задолженность, гарантированная правительством, сократилась на 5,5% до 477,3 млрд. рублей и составила 15,9% всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства составила 3361,4 млрд. рублей, увеличившись за июнь на 2,6%. Общий уровень задолженности за июнь увеличился на 0,6% и к началу июля был равен 4350,2 млрд. рублей. [11] Управление государственным долгом - это совокупность действий государства, направленных на изучение конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуск новых займов. Сюда же относятся выработка условий выплаты процента по ранее выпущенным займам и государственному кредиту, проведение конверсии и консолидации займов, погашение ранее выпущенных займов. Погашение государственных займов и выплата процентов производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования, то есть выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого образца. Государство вправе проводить конверсию и консолидацию займов. Конверсия - это изменение условий доходности займов. Изменение условий займа, касающиеся его сроков, называется консолидацией государственного долга. Например, превращение краткосрочных облигаций в долго- и среднесрочные. Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от экспорта товаров и услуг страны, например превышают 20-25%, то ситуация становится критической. Это отражается, в частности, на кредитном рейтинге страны. В результате становится трудно привлекать новые займы из-за рубежа. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Отметим несколько возможных путей. 1. Традиционный путь - выплата долгов за счет золотовалютных резервов;для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограниченны. 2. Реструктуризация (консолидация) внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства. Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги. 3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности. 4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам - региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к национальной экономической политике, в частности к денежно-кредитной политике, поощрению конкуренции и приватизации, сведению до минимума дефицита государственного бюджета. [8, с.412-414] Таким образом, государственный долг является суммой задолженности государства по непогашенным займам, обязательствам и процентам по ним. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внешний государственный долг Республики Беларусь за июнь 2005 года сократился на 3,8% и составил на ,2 млрд. рублей, внутренний государственный долг за июнь 2005 года увеличился на 2,7% и составил на начало июля 3009 млрд. рублей. Управление государственным долгом - это совокупность действий государства, направленных на изучение конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуск новых займов. Погашение государственных займов и выплата процентов производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/ Источники: http://znanija.com/task/967908, http://studopedia.ru/4_48670_gosudarstvenniy-dolg-i-sposobi-ego-pogasheniya.html, http://www.bankreferatov.ru/referats/58D4258DE1D46D78C32575E20052C6C7/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20-%20%D0%92%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3%20(%D0%A0%D0%91).doc.html, http://bibliofond.ru/view.aspx?id=123490 | |
Просмотров: 2246 | |
Всего комментариев: 0 | |